Республики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический отдел Все различны все равны






НазваниеРеспублики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический отдел Все различны все равны
страница1/11
Дата публикации28.02.2017
Размер1.78 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Министерство культуры Республики Коми

Юношеская библиотека Республики Коми

Информационно-библиографический отдел

Все различны – все равны
Библиографический указатель

Сыктывкар 2012

Составители: С. В. Шучалина, Т. А. Ябс

Художник: И. И. Касилова

Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко

Все различны – все равны: библиографический указатель / сост. С. В. Шучалина, Т. А. Ябс; худож. И.И. Касилова; Юношеская библиотека Республики Коми. – 2-е изд., доп. – Сыктывкар, 2012. – 199 с.
Содержание

Предисловие

4

Декларация принципов терпимости

8

Международные документы

17

Что такое толерантность

18

Власть и толерантность

27

Толерантность в социологических исследованиях

36

Средства массовой информации и толерантность

45

Толерантность в лицах

48

Проблемы толерантности в современной России

50

Межэтнические отношения

57

Межконфессиональные отношения

76

Межличностная толерантность

84

Коммуникативная толерантность

86

Сексуальные меньшинства

87

Воспитание толерантности

- Воспитание толерантности в дошкольных учреждениях

- Воспитание толерантности в школе

- Воспитание толерантности у студентов и

учащейся молодежи

- Воспитание толерантности: опыт библиотек

88
107

112
131

137

Художественная литература

165

Русскоязычные Интернет-ресурсы

177

Именной указатель

182


Предисловие

В последнее время в государстве и обществе часто обсуждается такое понятие, как толерантность. Что же оно означает?

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям.

Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории XVII в. Тогда в Англии сложились условия религиозного плюрализма и религиозной толерантности, был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия.

Эпоха Просвещения XVIII в., которую часто наделяют духом толерантности, породила очень опасный якобинский фанатизм рационалистического типа. Единственным видным представителем толерантности в ту эпоху был Вольтер. Ему приписывают изречение: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», - афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности.

Фактически любое убеждение - религиозное, политическое или культурное - может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.

Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону.

Огромное внимание уделяется и формированию установок толерантного сознания населения. Однако существуют различия в подходах воспитания толерантности, и само понятие терпимости в современном мире рассматривается не так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Таким образом, актуальность темы нашего пособия очевидна. Постоянный интерес к данной проблематике вызвали необходимость работы над этим библиографическим пособием. Что же такое толерантность? Какие существуют взгляды на толерантность в мировом и российском сообществе? Как воспитать в подрастающем поколении стремление быть терпимым к различным качествам человеческой личности? Эти проблемы поднимаются нами в этом библиографическом указателе, на данные вопросы отвечает та литература, которую мы рекомендуем читателям.

В указатель включена научная, популярная, официальная, публицистическая и методическая литература из фондов Юношеской библиотеки Республики Коми. Представлены книги, брошюры, статьи из различных сборников и периодических изданий. Библиографические записи в указателе составлены в соответствии с ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.1-2003.

Материал в указателе расположен в систематическом порядке, от общих вопросов к частным. Внутри рубрик сначала дается описание книг, а затем описание статей из сборников и периодических изданий. Записи расположены в алфавите авторов и заглавий. Каждая запись снабжена аннотацией. Отбор материалов был закончен в марте 2012 года.

В начале указателя мы помещаем полный текст Декларации принципов терпимости, принятой в г. Париже 16.11.1995 г. Резолюцией 5.61 на сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Далее идет библиографическое описание международных правовых актов, регулирующих проблемы толерантности в современном мире.

Следующие разделы знакомят с литературой, затрагивающей вопросы определения толерантности, государственной политики в сфере воспитания толерантности, проблемы этики в средствах массовой информации, грани изучения данного понятия в различных социологических исследованиях. Далее следуют разделы, в которых помещена литература, рассматривающая виды толерантности по сферам ее проявления.

Большой раздел «Воспитание толерантности» включает издания, поднимающие вопросы формирования установок толерантного сознания подрастающего поколения, а также методические разработки, сценарии мероприятий. В отдельной подрубрике помещены материалы, рассматривающие опыт библиотек в данном направлении.

Раздел «Художественная литература» включает произведения, которые можно рекомендовать для чтения школьникам и молодежи, а также всем желающим. Так как понятие толерантности в художественных произведениях проявляется многообразно, их отбор проводился в соответствии с читательскими предпочтениями и мнением библиотечных специалистов.

В последнем разделе можно узнать о русскоязычных веб-ресурсах, посвященных проблемам толерантности.

Издание имеет вспомогательный именной указатель. Он включает в себя имена авторов, редакторов, составителей и других лиц, принимавших участие в создании отраженных в указателе документов, а также упоминаемых в них персоналий.

Библиографический указатель рассчитан на широкий круг читателей, прежде всего, на специалистов, работающих с молодежью, педагогов, библиотекарей, работников социальных и информационных служб. В указателе есть литература, которая будет интересна и молодежи.

Указатель не претендует на всю полноту информации по данной проблеме.

Если вас заинтересовали какие-либо статьи из указателя, их копии можно заказать по электронной почте krub@bk.ru.

Составители
В предисловии использованы материалы

энциклопедии Кругосвет (www.krugosvet.ru)
ДЕКЛАРАЦИЯ

ПРИНЦИПОВ ТЕРПИМОСТИ

(16 ноября 1995 года)

Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995 года,

Преамбула
Памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»,

напоминая, что в преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»,

напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26),

принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:

- Международный пакт о гражданских и политических правах,

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

- Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,

- Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,

- Конвенцию о правах ребенка,

- Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,

- Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,

- Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,

- Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,

- Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,

- Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма,

- Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека,

- Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,

- Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,

- Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,

памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,

учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с Резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами - членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости,

испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,

обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,

принимают и торжественно провозглашают настоящую
ДЕКЛАРАЦИЮ

ПРИНЦИПОВ ТЕРПИМОСТИ
преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов терпимости в наших обществах, поскольку терпимость является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов,

мы заявляем следующее:
Статья 1

Понятие терпимости
1.1. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2. Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Статья 2

Государственный уровень
2.1. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2. Для того чтобы сделать общество более терпимым, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без терпимости, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (статья 1.2).
Статья 3

Социальные аспекты
3.1. Терпимость как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2. Терпимость необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.
Статья 4

Воспитание
4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2. Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе терпимости, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.
Статья 5

Готовность к действию
Мы обязуемся поощрять терпимость и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.
Статья 6

Международный день, посвященный терпимости
В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения терпимости и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным терпимости.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический отдел Все различны все равны iconРеспублики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический...
Все различны – все равны: библиографический указатель / сост. С. В. Шучалина, Т. А. Ябс; худож. И. И. Касилова; Юношеская библиотека...

Республики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический отдел Все различны все равны iconТ. А. Ябс Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Все различны...
Все различны – все равны: библиографический указатель / сост. С. В. Шучалина, Т. А. Ябс; отв за вып. О. А. Винниченко; Коми республиканская...

Республики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический отдел Все различны все равны iconАфиша наиболее значимых планируемых мероприятий муниципальных образований...
Районный фотоконкурс «Моя любимая Республика», посвящённый празднованию 95-летия Республики Коми (в рамках Республиканского фотоконкурса...

Республики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический отдел Все различны все равны iconРеспублики Дагестан Национальная библиотека Республики Дагестан им....
Если на рубеже xix–xx вв террористы действовали методом индивидуального террора, совершая вооруженные нападения на коронованных особ,...

Республики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический отдел Все различны все равны icon«Республиканский информационный центр оценки качества образования»
Мазанова О. Ю., начальник отдела общего образования Министерства образования Республики Коми, заместитель председателя Государственной...

Республики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический отдел Все различны все равны iconДоклад министра развития промышленности и транспорта Республики Коми...

Республики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический отдел Все различны все равны iconРеспублики Коми Документы Национального архива Республики Коми об участниках
Кроме того, ярко выраженной тенденцией краеведческого движения становится увековечение памяти участников войн и военных конфликтов,...

Республики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический отдел Все различны все равны iconРеспублики Коми Отдел литературы по искусству «Эстетическое и художественное...
Дайджест «Эстетическое и художественное воспитание в общении с искусством: из опыта работы российских библиотек» подготовлен отделом...

Республики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический отдел Все различны все равны iconОтчет о ходе выполнения Плана мероприятий по проведению в 2014 году...
Создание системных условий, способствующих принятию здорового образа жизни как базовой жизненной ценности для жителей Республики...

Республики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический отдел Все различны все равны iconПравительства Республики Коми от 31 декабря 2010 г. N 615-р Основные...
Реализация межрегионального проекта развития железнодорожного туризма (туристский поезд «Сияние Севера») 30






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск