Медновская санаторная школа-интернат детское кино детям! Материалы научно-практической конференции Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля тверь 2014






НазваниеМедновская санаторная школа-интернат детское кино детям! Материалы научно-практической конференции Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля тверь 2014
страница1/26
Дата публикации02.03.2017
Размер4.01 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Государственное бюджетное оздоровительное образовательное

учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся

в длительном лечении «Медновская санаторная школа-интернат»

ДЕТСКОЕ КИНО – ДЕТЯМ!
Материалы научно-практической конференции

Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля

ТВЕРЬ 2014

УДК 087.5:791.43(082)

ББК Щ378я431

Д38

Научный рецензент

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой педагогики,

социальной работы и социальной психологии

Тверского государственного университета

И. Д. Лельчицкий
Д38 Детское кино – детям: материалы научно-практической конференции Четвёртого Тверского межрегионального кинофестиваля / сост. В.В. Солдатов, предисл. О.А. Баранова. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. – 276 с.
Сборник содержит доклады, представленные на научно-практической конференции «Актуальные вопросы кинопедагогики и медиаобразования», которая состоялась 25 апреля 2015 г. в рамках V Тверского межрегионального кинофестиваля «Детское кино – детям!». Конференция по осмыслению и обобщению опыта социальной адаптации детей средствами кино проводится с 2010 г. на базе ГБООУ «Медновская санаторная школа-интернат» с. Медное Тверской области.

Сборник адресован педагогам образовательных учреждений – руководителям, учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования, а также всем, кто интересуется проблемами киновоспитания детей и юношества.
УДК 087.5:791.43(082)

ББК Щ378я431
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 №115-рп.
© Солдатов В.В., 2014

© Авторы статей, 2014

© Тверской государственный

университет, 2014

© Медновская санаторная

школа-интернат

ПРЕДИСЛОВИЕ
Успешно завершил свою работу юбилейный V Тверской межрегиональный кинофестиваль «Детское кино – детям!», в рамках которого проводится научно-практическая конференция «Актуальные проблемы кинопедагогики и медиаобразования», предусматривающая формирование активной позиции современного педагога, обсуждение теоретического и практического опыта по киновоспитанию школьников на современном этапе, изучение технологии интеграции духовно-нравственной составляющей в современную практику киновоспитания школьников.

С каждым годом происходит расширение состава участников конференции, в ней принимают участие ведущие специалисты по проблемам кинообразования из гг. Москвы, Ярославля, Кирова, Екатеринбурга и других городов России. Особенностью нынешнего фестиваля явилось участие в конференции специалистов уникальной Таганрогской школы кинообразования (руководитель проф. А.В. Фёдоров), а также медиапедагога и теоретика медиакультуры Высшей школы прикладных наук Ф.Т. Майера (г. Дюссельдорф, Германия).

Вниманию читателя представлены расширенные тексты докладов, прозвучавшие на конференции. Ведущие специалисты в области медиаобразования Е.А. Бондаренко и С.Б. Цымбаленко (г. Москва) остро поставили проблему о том, что искусство экрана до сих пор остаётся нераскрытым для школьников, хотя образ мира на малом экране (телевизора, компьютера, планшета) стал совсем другим.

Совокупность масс-культуры, обладающей чёткими деструктивными тенденциями и проявляющейся на телевидении, в кинематографе, на театральных подмостках, в современных выставочных залах и даже в индустрии игрушек, как убедительно доказывают исследования И.Я. Медведевой и Т.Л. Шишовой (г. Москва), Е.В. Козловой (с. Медное Тверской области) стала крайне опасной для формирования нравственного начала растущего человека, его национального самосознания. Природа экрана двойственна: он может быть проводником как произведений искусства, так и каналом массовой коммуникации, по которому в дом приходят «отравляющие сознание» медиатексты.

Е.А. Бондаренко справедливо отмечает, что для современных школьников кинематограф остаётся наиболее популярным искусством. Знания о мире, культуре отношений ребята берут именно из мира кино. Современный кинорепертуар, к великому огорчению, однообразен, доступ к киноклассике по многим причинам затруднён. А между тем, именно в школьном возрасте формируется отношение к миру, которое потом будет воплощено в мыслях и поступках.

Великолепна идея Е.А. Бондаренко о том, что именно в настоящее время актуально изучение киноклассики как отечественной, так и зарубежной. Меня в своё время критиковали в печати за то, что я выстраивал систему кинообразования (ставшую известную как Тверская модель) на основе приобщения учащихся к миру классических фильмов, но, не забывая, конечно, и современные картины, что быстро приводит к формированию навыков анализа экранного медиатекста. Анализируя язык кино, ученик обогащает своё восприятие мира, получает возможность обрести опыт различных поколений сверстников.

Кино позволяет воспитывать ненавязчиво (к сожалению, современная школа забыла, что обучение является частью процесса воспитания, а не наоборот), на опыте собственного восприятия и отношения к миру.

Остро встаёт проблема выработки критериев отбора фильмов для просмотра в различные возрастные периоды. Эта задача решается совместными усилиями как учителей, так и родителей, которые, снова к огромному сожалению, не владеют данными навыками.

В статьях учёных и аспирантов Таганрогского института имени А.П. Чехова (А.В. Фёдорова, Е.В. Мурюкиной, И.В. Челышевой, К.А. Подлесного) раскрываются некоторые элементы системы подготовки будущего учителя к работе в школьной аудитории по киноэстетическому воспитанию учащихся.

Медиакомпетентность учителя предусматривает умение «читать», «декодировать» медиатексты; осознание и вычленение различных проблем, составляющих содержание медиаинформации; формирование критического, творческого, образного мышления, зрительской и визуальной культуры. Развивающие цели медиаобразования, способствующие формированию активной позиции по отношению к медиакультуре, критического мышления аудитории, как подчёркивают авторы, представляют собой важную проблему российского и зарубежного опыта медиаобразования. Учёные Таганрогской школы всесторонне изучают зарубежный опыт медиаобразовательных занятий и возможность использования в наших условиях наиболее продуктивных методик их организации. Выбор определённых медиаобразовательных методик и технологий неразрывно связывается с возрастными особенностями каждого этапа развития ребёнка.

Симптоматично, что в рамках конференции были проведены мастер-классы «Изготовление фильма на смартфоне: теория и практика» немецким медиапедагогом Ф.Т. Майером, который в своей статье подчёркивает, что экспериментирование с самим собой и использование технологий становится средством оптимизации нашей жизни. Сетевые локальности стимулируют новую социальную организацию, которая провоцирует самозащиту, но, в то же самое время, «при просмотре фильмов, снятых на смартфоне, у человека остаётся чувство свободы».

Не случайно Е.В. Мурюкина заметила, что автор интересно рассматривает технологию подготовки фильма с помощью мобильного телефона, не затрагивая при этом проблем формирования зрительской культуры.

Международный аспект кинообразовательных проблем рассматривается в любопытной статье В.В. Солдатова (с. Медное Тверской области) об опыте сохранения кинонаследия ГДР на базе языковой кафедры американского вуза. Кинобиблиотекой ДЕФА при Массачусетском университете восточно-германский фильм рассматривается, по словам министра культуры Германии Б. Нойманна, как «художественное достижение, … как источник новой политической и социальной истории; таким образом делается доступной для познания та история, которая лежит за пределами привычных клише».

О.А. Бурдиков, директор Всероссийского фестиваля игровых короткометражных фильмов «Встречи на Вятке» (г. Киров) достаточно остро ставит проблему нравственного воспитания подростков через участие в кинофестивальном движении, выстраивая свою статью как по камертону в унисон с мудрым высказыванием В.А. Сухомлинского: «Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка».

Нельзя не согласиться с теми жёсткими требованиями, с которыми выступает автор, к организации кинофестивалей, отбору и оценке фильмов, ибо детский кинофестиваль, как и всё кинофестивальное движение России в целом, должны способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию личности юного кинематографиста для становления и развития его гражданственности, принятия базовых национальных и общечеловеческих ценностей.

Эффекты педагогического взаимодействия для формирования медиакультуры подростков анализирует ещё один исследователь из г. Кирова М.В. Кузьмина. Успех актуализации медиакультуры, по мнению автора, основан на использовании синергетического эффекта от сохранения исторических социокультурных традиций и формирования новых ценностей и идеалов с учётом особенностей традиционного воспитания и кросс-культурного межнационального обмена.

Интересная заявка на разработку в будущем проблемы «Эстетический компонент в теологическом медиаобразовании» даётся в статьях В.Ю. Юровой (г. Таганрог) и О.В. Дворниковым (г. Нелидово Тверской области).

Автор статьи «Культура экологической безопасности на материале российских и зарубежных художественных произведений» А.А. Маченин (г. Москва) подчёркивает, что эффективность восприятия принципов ОБЖ, «запрограммированных» в отдельные кинематографические сюжеты или в основную сценарную идею полноформатных фильмов, их понятийное влияние достигается гораздо быстрее и на порядок лучше, чем на специализированных лекциях или тематических образовательных уроках. Несомненный интерес представляет предложенная автором система кинообразования на материале экранных произведений по теме «Экологическая безопасность на предмете ОБЖ».

О школьном кинозале и школьной видеостудии как центре развития творческих способностей учащихся, о стыке медиаобразования и музейной педагогики, о системе работы с одарёнными детьми интересно рассказывается в статьях М.А. Блиновой (с. Медное Тверской области), С.В. Горячевой (г. Тверь), Г.В. Тишиной (д. Вартемяги Ленинградской области), Г.Г. Тютиной (г. Александровск Пермского края), Х.М. Сафиуллиной (г. Нефтекамск).

Находясь в гуще событий, самостоятельно освещая мероприятия, проводимые в школе, дети формируют своё мировоззрение и постепенно вырабатывают активную жизненную гражданскую позицию, в том числе и ребята из группы семей социального риска. В этом отношении представляется удивительно интересным проект «Кинотерапия: реабилитация детей-сирот и детей из неблагополучных семей средствами кинотерапии». М.А. Блинова почувствовала, – если рассматривать фильм с точки зрения психологии, – что он представляет собой уникальный инструмент для самопознания и личностного развития детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Педагог находится на стадии чёткого определения системы работы.

Анализу восприятия конкретного фильма в условиях студенческого киноклуба посвящено тщательное исследование С.Н. Еланской (г. Тверь).

История, культура и современное развитие того или иного региона, района, деревни заключает в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал, что учитывается в практической деятельности российских медиапедагогов как важный компонент медиаобразования. Значимость в сегодняшней социокультурной ситуации теоретического и практического освоения педагогического наследия российских учёных, работающих в области медиапедагогики, рассматривают в своих статьях Д.О. Березуцкая и Ю.Ю. Юрова (г. Таганрог).

Заведующая сектором отдела редких книг Научной библиотеки Тверского госуниверситета С.Г. Кашарнова знакомит читателей с коллекцией книг по проблемам киноискусства, собранной за полвека калининскими ребятами различных поколений, увлекавшимися кинематографом. Автор подчёркивает, что коллекция книг уникальна как для библиотеки университета, так и для Тверской области.

В заключение хотелось бы воспользоваться выводом С.Б. Цымбаленко: «Информационный хаос и фрагментарность, с которыми сегодня сталкивается подрастающее поколение, особенно в интернете, определяет перенос акцентов формирования медиакультуры на обучение грамотному поиску информации, её систематизации, на освоение этических правил существования в информационном пространстве». К этому должен быть подготовлен учитель…

Хочется выразить слова благодарности всем авторам материалов, опубликованных в данном сборнике, за их подвижнический труд в поисках новых подходов в системе медиаобразовательного воспитания молодёжи.
Олег Баранов

О. А. БАРАНОВ

к. иск., профессор, Заслуженный учитель России,

член Союза кинематографистов (г. Тверь)
Подготовка родителей учащихся школ к определению

системы киноэстетического воспитания растущего Человека
Голубой экран – компьютера или телевизора – сделал сиротами при живых родителях многих и многих ребят. У взрослого человека за его восприятием фильма лежит прочный фундамент сложившейся в нормальных условиях эмоциональной сферы. У ребёнка такого фундамента нет, и сформировать его самостоятельно ему не под силу. Происходящее на экране может развлекать ребёнка или давать пищу его уму, но никак не связано с его эмоциями. В случае же, когда взрослые объясняют ребёнку происходящее на экране, они одновременно делятся с ним своим опытом, своими переживаниями. Если ученик не остаётся наедине с экраном, личностных «поломок» удаётся во многом избежать.

Родитель должен понимать: чем больше дети смотрят телевизор, пользуются интернетом, тем чаще и тяжелее возникают у них нарушения речи – а без слов культуры быть не может… Экран блокирует спонтанные творческие игры и естественные движения, что приводит к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект.

Душа – это локатор, поэтому помех никак не избежать. Ребёнок, если у него не сбита «человеческая настройка», легко отказывается от жизненно необходимых вещей ради иного, ради души. Но сегодня эта «человеческая настройка» сбита в пользу экрана, который кормит детей жестокостью. Добрый герой перестаёт побеждать (как Иван-Царевич), благородный герой перестаёт погибать (как Гамлет). Они просто исчезли, они – «неформат».

В мире, который в геометрической прогрессии производит «Сникерс» с гигиенической прокладкой, нет книг, следовательно, в нём нет и героев. В этом мире нет ни Дон Кихота, ни Ричарда Львиное Сердце, ни учёного Паганеля, ни печального весельчака Тиля Уленшпигеля. В мире телевизионной рекламы нет справедливости, достоинства, ума. Человеческие добродетели отняты у людей и отданы товарам. Чистота отдана стиральным порошкам, стойкость – батарейкам и жевательной резинке. Честь и доброта отсутствуют. Рекламные люди ничего не читают, нигде не работают. Они только жуют и без конца моют посуду…

Психоневрологи утверждают, что почерк, мелкая моторика, тонкие движения пальцев формируют «тонкие движения души», тонкость восприятия. Чтобы писать буквы, нужен во много раз более высокий интеллект – принципиально иной интеллект, нежели для того, чтобы нажимать кнопки на панели. Буква – это сложнейшее сочетание движений ума и мышц.

В этой связи хотелось бы привести фрагмент интервью со знаменитым австрийским баритоном Вольфгангом Хольцмайером.
Вы сами никогда не сочиняли стихи?

Увы. Но очень люблю писать письма.

Где? На компьютере?

Нет уж, увольте. На бумаге, естественно. Беру ручку... Я, например, ради собственного удовольствия написал серьёзное эссе о композиторе Максе Ковальски для Моцартеума. Причём это именно рукопись. Я её три раза переписывал какое удовольствие! …
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Медновская санаторная школа-интернат детское кино детям! Материалы научно-практической конференции Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля тверь 2014 iconМарий Эл «Звениговская санаторная школа-интернат»
Республики Марий Эл «Звениговская санаторная школа-интернат» имеет право осуществления образовательной деятельностью по образовательным...

Медновская санаторная школа-интернат детское кино детям! Материалы научно-практической конференции Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля тверь 2014 iconВсероссийской научно-практической конференции 14 ноября 15 ноября...
Управление качеством образования, продукции и окружающей среды: материалы 8-й Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября...

Медновская санаторная школа-интернат детское кино детям! Материалы научно-практической конференции Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля тверь 2014 icon«Образование. Наука. Карьера» Материалы XI v городской научно-практической конференции
Материалы XIV городской научно-практической конференции (сборник тезисов) часть Уфа: мбоу до «нимц» го г. Уфа рб, 2014г. 60 с

Медновская санаторная школа-интернат детское кино детям! Материалы научно-практической конференции Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля тверь 2014 iconМатериалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля...
Современные проблемы борьбы с преступностью. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Изд-во: Томский цнти, 2011...

Медновская санаторная школа-интернат детское кино детям! Материалы научно-практической конференции Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля тверь 2014 iconМатериалы Пятой Международной научно-практической конференции 16...
Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции

Медновская санаторная школа-интернат детское кино детям! Материалы научно-практической конференции Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля тверь 2014 iconТельная среда как фактор повышения качества образования материалы...
Рекомендовано к изданию организационным комитетом международной научно-практической конференции

Медновская санаторная школа-интернат детское кино детям! Материалы научно-практической конференции Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля тверь 2014 iconМатериалы
Материалы XVIII городской научно – практической конференции Малой академии наук школьников Республики Башкортостан (сборник тезисов)...

Медновская санаторная школа-интернат детское кино детям! Материалы научно-практической конференции Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля тверь 2014 iconЗападной Сибири Материалы Шестой межрегиональной научно-практической...
Виноградарство в Западной Сибири: материалы Шестой межрегиональной научно-практической конференции 14 сентября 2013 г. / Алт гос...

Медновская санаторная школа-интернат детское кино детям! Материалы научно-практической конференции Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля тверь 2014 iconОрганизационный комитет
Организационный комитет сообщает о проведении VII международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы международного...

Медновская санаторная школа-интернат детское кино детям! Материалы научно-практической конференции Пятого Тверского межрегионального кинофестиваля тверь 2014 iconРоссийской Федерации Тольяттинский государственный университет Научно-образовательный...
К 29 Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск