А. А. Кокошин обеспечение реального суверенитета россии в современном мире






Скачать 252.73 Kb.
НазваниеА. А. Кокошин обеспечение реального суверенитета россии в современном мире
страница1/3
Дата публикации06.03.2015
Размер252.73 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3


А.А. Кокошин

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

(в журнале ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК,

2014, том 84, № 12, с. 33-41)
В современных условиях суверенитет рассматривается как многоплановая категория и политической науки, и международного права [1], а также как одна из базовых категорий мировой политики, тесно связанная с рядом других основополагающих норм взаимодействия государств. Суверенитет – это не сугубо политико-правовое понятие, оно имеет и военное, и экономическое, и социально-психологическое, и культурное измерения.

Суверенитет отдельного государства относителен в силу международных обязательств (соблюдения принятых государством норм международного права) и в силу того факта, что каждое государство существует в системе государств, ограничивающих возможность для него действовать полностью самостоятельно. Практически все государства мира в договорно-правовом порядке в той или иной мере согласились следовать определённым правилам поведения, которые не соответствуют представлениям об абсолютном суверенитете.

Необходимо различать формально-юридический и реальный суверенитет. Последний определяет степень субъектности государства в системе мировой политики.

Концепт суверенитета в Конституции Российской Федерации. Понятие суверенитет является одним из базовых понятий Конституции РФ. В преамбуле к этому документу речь идёт о "суверенной государственности России". В ст. 3 утверждается, что "носителем суверенитета и единственным источником власти" в нашей стране "является её многонациональный народ", в ст. 4 – что "суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию". В ст. 67 говорится об обладании Россией "суверенными правами" в отношении континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации – в "порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права". Следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией РФ нормы международного права выше норм внутреннего права.

При перечислении обязанностей Президента РФ (ст. 80) отмечается, что "он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности". На это указывается и в присяге Президента РФ, которую он приносит народу при вступлении в должность: наряду с обязанностью "уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации", он должен "защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства".

Можно заключить, что понятие "суверенитет" тесно связано с сохранением территориальной целостности страны, её независимости, безопасности, с обеспечением прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что эта политико-правовая категория непосредственно связана с такими понятиями, как национальные интересы и национальная безопасность, о чём подробнее речь пойдёт ниже.

Суверенитет и идеи десуверенизации. В последние два десятилетия идея суверенитета подвергается активным нападкам, которые обосновываются нарастанием определённым образом интерпретируемых процессов глобализации. Указывается на рост взаимозависимости стран, усиление роли различных негосударственных субъектов мировой политики и мировой экономики – надгосударственных органов и так называемых сетевых структур. Однако нельзя не отметить, что, хотя значение негосударственных акторов мировой политики действительно возросло, оно не достигло того уровня, который позволял бы оттеснить на второй план государства как главных субъектов мирополитической системы.

Глобализация – это и реальные процессы в масштабах всей современной цивилизации (имеющие экономическое, социальное, социально-психологическое, экологическое и климатическое, военное, информационное измерения), и идеология, приобретающая подчас весьма агрессивный характер. Идея десуверенизации является частью идеологии глобализации.

Главными проводниками идей десуверенизации государств стали политики, общественные деятели и политологи США и Европейского союза. Они на практике реализовали эти идеи, принимая решения в отношении силовых действий в Югославии, Ираке, Ливии и предпринимая попытки повторить ливийский сценарий в Сирии [2].

Утверждать, что в результате глобализации возник более или менее однородный мир ("глобальный мир") так же неверно, как и говорить о "конце истории" (в том понимании, которое вложил в него в своё время американский социолог Ф. Фукуяма). Современная система мировой политики – это симбиоз около двух сотен стран с разным уровнем социального и экономического развития. У каждой страны в зависимости от её положения в мировой экономике и мировой политике есть собственные экономические и политические интересы, которые нередко противоречат друг другу и служат источником разнообразных конфликтов. Формальное членство в ООН не делает государства однородными компонентами международного сообщества [3, c. 23].

Обосновывая тезис о десуверенизации, многие западные политики, правоведы, учёные-международники в последние полтора-два десятилетия писали о конце так называемой Вестфальской системы миропорядка, имея в виду эрозию суверенитета государств как главных действующих лиц мировой политики. При этом, как правило, Вестфальская система трактовалась искажённо.

Формуле суверенитета в 1990-х – начале 2000-х годов была противопоставлена реализованная на практике идея "гуманитарных интервенций" (прежде всего со стороны США), право на которое обосновывалось приматом "прав человека" над суверенитетом государств, что обеспечивало возможность вмешательства в их внутренние дела. Причём право вмешательства трактовалось как исключительная прерогатива США и их союзников, без признания таких прав за теми, кто находится вне этого альянса.

В продвижении идей десуверенизации преувеличенное значение придавалось формированию Европейского союза, возникшего в результате Маастрихских соглашений на базе Европейского экономического союза (ЕЭС). События последних 10–12 лет убедительно показали, что Евросоюз – это особый, сравнительно изолированный в системе мировой политики пример добровольного делегирования ряда суверенных прав государств надгосударственному (наднациональному) органу без формального отказа от суверенитета стран, входящих в ЕС [4]. Это самое развитое в мире интеграционное объединение в последние годы столкнулось с острейшими проблемами. Важной вехой в развитии ЕС стал срыв в принятии единой Конституции ЕС и недавний кризис еврозоны, значительный успех «евроскептиков» на выборах в Европарламент в мае 2014 г.

Передача ряда суверенных прав наднациональным органам нашла своё отражение в конституциях стран Евросоюза. Так, специальный раздел "О европейских сообществах и Европейском союзе" (раздел XV) содержится в Конституции Французской Республики (действующей с 1958 г. с рядом последующих поправок). В этом разделе в ст. 88-2 говорится: "На основе взаимности и в порядке, предусмотренном договором о Европейском союзе, подписанным 7 февраля 1992 г., Франция соглашается с передачей необходимых полномочий институтам Европейского экономического и валютного союза, а также с установлением правил, касающихся пересечения внешних границ государств — членов Европейского сообщества" [5, с. 681]. Однако в преамбуле французской Конституции сохранятся положение о том, что "французский народ торжественно провозглашает свою приверженность Правам Человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 г., подтверждённой и дополненной преамбулой Конституции 1946 г." [5, с. 665].

Аналогичные положения имеются в Конституции ФРГ [6, с. 188,189], а также в конституциях многих других европейских государств – членов ЕС.

Вестфальская система – мифы и реальность. Вестфальские мирные договоры 1648 г. (подписанные в Мюнстере и Оснабрюке) явились важным этапом формирования идеи суверенитета в системе межгосударственных отношений. Но они не стали основанием современной системы мировой политики, ибо эта система складывалась под воздействием других, не менее важных событий последующей европейской и мировой истории [7].

Вестфальский мир способствовал значительному усилению реального суверенитета таких победителей Тридцатилетней войны, как Франция и Швеция, которые, утвердив принцип суверенитета применительно к 300 германским государствам, начали активно вмешиваться в политическую жизнь Германии. Швеция утратила такую возможность после поражения в Северной войне с Россией (1700–1721), превратившись из великой державы в одно из второстепенных государств Европы. Внутри Германии за счёт мелких княжеств усилили свою роль такие государства, как Бранденбург-Пруссия, Бавария и Саксония. К середине XVIII в. Пруссия, обладая сравнительно небольшой территорией и населением, но значительной военной мощью и высокопрофессиональной армией, превратилась в одну из великих держав Европы (термин "великая держава" был узаконен позднее, в результате Венского конгресса 1814–1815 гг.).

В результате Вестфальских мирных договоров немецкие князья получили суверенное право вести самостоятельную внешнюю политику, заключать договоры с иностранными державами, объявлять войну и заключать мир. При этом делалась оговорка, что германские независимые государства не будут вести внешнеполитическую деятельность, направленную против потерпевшей поражение в Тридцатилетней войне империи Габсбургов. Но эта оговорка почти не имела практического значения [8, с. 211].

Важную роль в формировании концепта суверенитета играл более ранний Аугсбургский мирный договор 1555 г. В духе идей Реформации Мартина Лютера Аугсбургский договор сделал власть германских князей независимой прежде всего от католической церкви, активно претендовавшей на протяжении столетий на наднациональную не только духовную, но и светскую власть. Аугсбургский мирный договор был подтверждён Вестфальским миром, однако у князей было отнято право выбора религии для своих земель [9, с. 122].

Франция получила по Вестфальскому миру Эльзас (за исключением Страсбурга), кроме того, она сохранила суверенитет над Мецем, Тулем и Верденом. Швеции досталась часть Померании, секуляризованные епископства Бременское и Верденское, Времар, Бранденбургу – тоже секуляризированные епископства Гальберштадское, Минденское и Каминское [9, с. 122]. Папа Иннокентий I выступил против секуляризации владений церкви, но его протесты были проигнорированы. Полную независимость от Священной Римской империи получили Швейцария и Нидерланды.

Особая роль Франции и Швеции в соответствии с Вестфальскими договорами была закреплена их статусом как гарантов выполнения условий этих договоров.

Как отмечает Т.В. Зонова, принципы невмешательства во внутренние дела и территориальной целостности не стали частью Вестфальской системы, они были сформулированы значительно позже [10]. Мюнстерским и Оснабрюкским договорами предусматривалось, что в случае нарушения их положений Франция и Швеция могут вмешаться в дела императора Священной Римской империи. Император же сохранял за собой право смещать суверенных правителей княжеств, совершивших противоправные действия [10]. Вестфальская система не закрепила и принципа суверенного равенства государств. Более того, впоследствии на Венском конгрессе 1814–1815 гг. было юридически закреплено именно неравенство государств, среди которых были выделены великие державы. В их числе оказались Российская империя, Австрийская империя, Великобритания, Пруссия, а также Франция, которую державы-победительницы не исключили из великих держав, не лишили её высокого уровня субъектности в европейской и мировой политике того периода истории.

Что касается Германии, то Наполеон серией военных побед и политических решений фактически лишил суверенитета подавляющую часть германских государств, сделав их де-факто вассалами Французской империи. В 1806 г. Наполеон ликвидировал и Священную Римскую империю. После окончательного поражения Наполеона в 1815 г. суверенитет германских государств в значительной мере был восстановлен. Участники Венского конгресса сознательно уменьшили число германских государств, которых осталось немногим более 30, и они вошли в новую общность – Германский союз. По мнению Г. Киссинджера, эта конфедерация была гениальным творением: "она была слишком слаба для того, чтобы угрожать соседям, но слишком сильна для нападения на неё Франции" [11, с. 69]. Так был реализован один из главных принципов системы Венского конгресса – принцип обеспечения политического равновесия.

В целом деятельность основных участников Венского конгресса была нацелена на установление такого политического равновесия, которое минимизировало бы вероятность возникновения в Европе разрушительных войн, подобных войнам, которые велись с революционной Францией, а затем с Наполеоном.

Идея политического равновесия в мировой политике, формирования и поддержания баланса сил весьма актуальна и в современных условиях. Решающую роль в этом играли и играют государства, обладающие реальным суверенитетом и высокой степенью субъектности.

Об эволюции термина "суверенитет". Понятие суверенитета значительно эволюционировало с тех пор, как оно вошло в международный оборот. Его развитие совпадает с возникновением в Европе современного территориального государства (1250–1350) с одновременной концентрацией власти в руках государя-суверена, получившего монополию силы внутри страны, поэтому понятие суверенитета длительное время было непосредственно связано с понятием суверен-властитель.

Один из наиболее известных теоретиков суверенитета француз Жан Бодэн (1529–1596) критически относился и к демократии, и к правлению аристократии, считая монархию наиболее соответствующей идее суверенной власти. Он выступил идеологом абсолютной монархии, доказывая, что суверенитет, будучи неделимым, должен принадлежать одному человеку, а не части народа (аристократия) и не всему народу (демократия). По Бодэну, именно абсолютный суверенитет, которым обладает единственное лицо – государь, является определяющим признаком монархии [12, с. 666]. При этом Бодэн считал, что суверен-властитель не должен обладать правом облагать подданных податями без их согласия, посягать на их собственность и личную свободу [13, с. 213]. Это было весьма важным ограничением абсолютного суверенитета монарха, и эта формула на деле работала во многих западноевропейских государствах (но не в России до начала ХХ в.).

Важным этапом становления понятия "суверенитет" в XVIII в. стали получившие широкое распространение идеи Ж.-Ж. Руссо, в соответствии с которыми суверенитет принадлежит народу, нации. Руссо считал, что суверенитет – это только "осуществление общей воли". Он также обосновал тезис о неотчуждаемости суверенитета и о его неделимости, ставил вопрос о "границе верховной власти суверена", который считается весьма важным для современного понимания суверенитета. Идеи Руссо оказали огромное влияние на борьбу за независимость Америки, на Французские революции. Они воплощены в современных конституциях целого ряда государств, в том числе в Конституции Французской Республики: "Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путём референдума" (ст. 3) [5, с. 665].

О современном государстве-нации. Носитель суверенитета в современной системе мировой политики – это государство-нация (nation-state). Под нацией в современных условиях, как правило, подразумевается политико-географическая и социальная, а не этническая общность (гражданская нация).

В нынешней системе мировой политики очень мало моноэтнических государств. Среди таких исключений – Япония, Республика Корея (Южная Корея), КНДР (Северная Корея). Подавляющее большинство государств сейчас – это многоэтнические (полиэтнические) образования с формулой единой нации в политическом, социальном и территориальном отношении. Степень единства многоэтнической нации может быть весьма различной, что сказывается на её внутриполитической стабильности, способности осуществлять эффективную внешнюю и оборонную политику, обеспечивать свой реальный суверенитет. Единство многоэтнической нации, как правило, складывается на протяжении сравнительно длительного исторического времени, на протяжении нескольких поколений. Именно поэтому большие проблемы стоят, в частности, перед многими странами постсоветского пространства.

Ярким примером многоэтнического и многоконфессионального государства-нации является Индия, заметно усилившая свои позиции в современной системе мировой политики [14]. Многоэтническим, многоконфессиональным и мультирасовым государством являются Соединённые Штаты Америки, причём степень их полиэтничности и поликонфессиональности продолжает возрастать. Изначально в этническом и языковом отношении США были сравнительно гомогенным государством с доминирующей ролью англосаксонского этноса (если не учитывать наличия рабов из Африки и сравнительно малочисленного коренного индейского населения). Всё более полиэтничными и мультикультурными становятся многие страны Западной Европы, где остро встаёт вопрос о культурно-цивилизационной идентичности со всеми вытекающими отсюда проблемами во внутриполитической жизни и реального суверенитета этих стран. Китай, при всей огромной роли великоханьского этноса, тоже является многоэтническим государственном, следствие этого – проблема сепаратизма, актуальная для Синьузян-уйгуского автономного района и Тибета.

Многоэтническим и многоконфессиональным государством является Россия при ведущей роли великорусского этноса, а в конфессиональном отношении – Русской православной церкви. При этом все этносы и традиционные конфессии в РФ обладают равными правами [15].
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. А. Кокошин обеспечение реального суверенитета россии в современном мире iconПлан проведения урока Терроризм и обеспечение личной безопасности...
Цель: формирование понятия «личная безопасность», доведение основных сведений о правилах поведения в экстремальных ситуациях

А. А. Кокошин обеспечение реального суверенитета россии в современном мире iconРаботы нашей секции. Безусловно, финансовый суверенитет России сегодня...
Валентин Катасонов: я предлагаю не откладывать начало нашей работы. Объявляю заседание нашей секции «Обеспечение финансового суверенитета...

А. А. Кокошин обеспечение реального суверенитета россии в современном мире iconРабочая программа факультатива по истории «Восток и Запад в современном мире»
Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), учебного плана мкоу «Ключи-Булакская сош» на 2013-2014 учебный год, авторской программы...

А. А. Кокошин обеспечение реального суверенитета россии в современном мире iconС. Е. Метелёв международная трудовая миграция и ее роль в современном мире
Метелёв Сергей Ефимович. Международная трудовая миграция и ее роль в современном мире (Омск. 2005. с. 93)

А. А. Кокошин обеспечение реального суверенитета россии в современном мире iconЗакон об образовании. Федеральный компонент государственного образовательного...
Сформировать у Корнилова Даниила целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьника...

А. А. Кокошин обеспечение реального суверенитета россии в современном мире iconАннотации дисциплин базовой части фгос впо подготовки бакалавров...
Отечественная история, всемирный исторический процесс, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества...

А. А. Кокошин обеспечение реального суверенитета россии в современном мире iconТемы для курсовых и дипломных работ по курсу: «Международные отношения...
Россия и ее международные отношения в современном мире. Концепция внешней политики Российской Федерации

А. А. Кокошин обеспечение реального суверенитета россии в современном мире iconС. В. Кортунов Россия на пути к мировому лидерству
России в современном мире. Во многом такая задача совпадает с чаяниями русского народа, в национальном самосознании которого глубоко...

А. А. Кокошин обеспечение реального суверенитета россии в современном мире iconПрограмма дисциплины риск-менеджмент в компаниях реального сектора...
Курс «Риск-менеджмент в компаниях реального сектора» рассчитан на один семестр и читается студентам второго курса магистратуры направления...

А. А. Кокошин обеспечение реального суверенитета россии в современном мире iconАбсолютизм
Ее характеризует высокая степень централизации, постоянная армия и полиция, разветвленный бюрократический аппарат. Расцвет абсолютизма...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск