Учебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология»






НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология»
страница1/32
Дата публикации20.02.2015
Размер4.39 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
h.120-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ



СД.Ф.9 ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности


050706 «Педагогика и психология»


Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 1 сентября 2012 г.)
Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич


2012

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.



Структура программы учебной дисциплины СД.Ф.9 История психологии


    1. Автор программы:

Иванов А. Н., к. пед. н., доцент кафедры психологии МГГУ.
1.2 Рецензенты:

И.А. Синкевич, к.п.н., доцент, зав.кафедрой психологии МГГУ

А.В.Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного социального университета (РГСУ)

1.3.Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс (УМК) «История психологии» предназначен для студентов очной формы обучения Мурманского государственного гуманитарного университета, обучающихся по специальности 05706 «Педагогика и психология», Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки.

Программа курса построена на основе новейших теоретических разработок в области истории психологии и смежных дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования РФ по истории психологии. История психологии изложена по единой методологической схеме: наряду с исторической последовательностью развития психологических знаний освещены особенности философско-психологических, естественнонаучных и теологических воззрений ведущих европейских и восточных стран, оказавших наибольшее влияние на развитие мировой психологической мысли.

Цель данного УМК состоит в ознакомлении студентов с хронологией развития представлений о психической реальности от Античности до наших дней в зарубежной и отечественной естественных и гуманитарных областях знания.

Главными задачами курса являются: 1) познакомить студентов с исторической психологической мыслью, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, 2) обозначить основные проблемы истории психологии в контексте будущей профессии студентов; 3) рассмотреть основные принципы, подходы и методы к познанию психического и физического в человеке, культивировать у студентов гуманистические традиции естественнонаучного и философского знания; 4) изучить особенности развития отечественной психологии в контексте исторического пути, пройденного Россией, показать своеобразие русской психологической мысли и взаимовлияние отечественной и мировой психологии.

В учебном и дидактическом отношении изучение истории психологии помогает привести и выстроить знания по психологии в единую, логически стройную систему, позволяет производить анализ современных теорий, так как в определенном смысле “любая теория науки есть свернутая и обобщенная ее история” (В. А. Якунин). В рамках межпредметных знаний программа курса скоординирована с дисциплинами общепрофессионального блока.

Студенты должны знать основные школы и направления современной психологии, их философско-методологические основы, а также эволюцию этих направлений, связно излагать их основные идеи, в русле которых развивалась психология в ХІХ – ХХ веках.

Для подготовки программы курса по истории психологии использовались материалы учебников, учебных пособий, хрестоматий, монографий и научных периодических изданий по данной дисциплине, рекомендованные Министерством Образования РФ, Советом УМО по классическому университетскому образованию и др. Программа разработана с учетом научно-методических работ П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковской, В.А. Якунина, М.Г. Ярошевского, А.С. Лучинина и др.

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса: дать студентам знания, необходимые для формирования всестороннего и системного взгляда на теоретические и прикладные проблемы психологии;

предоставить информацию, необходимую для формирования и уточнения своей профессиональной позиции по отношению к основным направлениям современной психологии; сделать осознанным выбор своей специализации в том или ином направлении будущей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • обучить студентов умению определять по существенным признакам предмета психологии основные этапы развития психологической науки;

  • научить студентов правильно применять принципы и методы истории психологии при воссоздании психологических концепций прошлого и настоящего;

  • выработать у студентов умение объективно и беспристрастно оценивать те или иные взгляды и концепции психологической науки, видеть их достоинства и недостатки;

  • проанализировать развитие связей психологии с другими науками в процессе ее развития;

  • ознакомить студентов с основными тенденциями развития современной мировой психологии.

Требования к уровню освоения дисциплины:

Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО 05706 «Педагогика и психология»;

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление

  • о разнообразии взглядов на психику представителей основных психологических направлений;

  • о методологии теоретических и прикладных исследований в рамках различных психологических направлений;

  • об основных сферах приложения основных понятий и методов различных направлений и школ;

знать

  • системы основных понятий ведущих психологических направлений;

  • предмет изучения различных психологических направлений;

  • методологию различных психологических направлений

  • основные приёмы работы с клиентом в рамках различных психологических школ;

уметь

  • анализировать психологические явления с позиций различных направлений и школ;

  • применять в практике психологического исследования адекватную предмету исследования методологию;

  • ориентироваться в потоке современной психологической литературы;

  • осознанно делать выбор тех методов работы, которые адекватны его теоретическим взглядам и задаткам для практической работы с клиентом.

1.4.Извлечение из ГОС ВПО

История психологии

Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Модели и методы историко-психологического познания. Генезис и становление представлений о психической реальности в периоды античности и Средневековья. Новоевропейская психологическая мысль. Концепция психической причинности. Становление естественнонаучной парадигмы в психологии. Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии. Методология и практика психологического эксперимента. Психология в эпоху открытого кризиса. Научные школы в психологии. Взаимодействие теоретического и прикладного исследования в психологии. Гуманистическая парадигма в психологии. Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ. Перспективы развития психологии.


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. Работа


































1

«050706-Педагогика и психология»

4

8

200

36

20

16




102

-

2

«050706-Педагогика и психология»

5

9

32

20

12




Зачет

3

«050706-Педагогика и психология»

5

10

30

18

12




экзамен



1.6 Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени

05706.65




Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего аудит.

ЛК

ПРАКТ.


ЛБ

Сам. раб.

№п/п

Наименование модуля

1

Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Модели и методы историко-психологического познания.

18

8

10

-

28

2

Возникновение и развитие психологии в рамках философии

20

10

10

-

28

3

Становление психологии как самостоятельной науки.


20

10

10

-

18

4

Научные школы в психологии xx века

20

10

10

-

18

5

История развития отечественной психологии

20

10

10

-

16




ВСЕГО:

98

58

40

-

102


1.6.2. Содержание разделов дисциплины

МОДУЛЬ 1.

РОЛЬ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.
Тема 1. Предмет истории психологии.

Цели и задачи курса “История психологии”. Функции историко-психологического знания. Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Модели и методы историко-психологического познания. Принципы развития и структурирования психологического знания.

Предмет истории психологии - изучение станов­ления представления о психический реальности на раз­ных этапах развития научного знания, История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии. В процессе развития науки истории психологии выделялось три основных определения предмета: душа, сознание, поведение. Психология как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа опр-лась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную функцию: оно являлось и объектом изучений, и объяснительным принципом. С по­явлением нового предмета изучений - поведения - был преодолен субъективизм психологии сознания, однако это повлекло за собой исчезновений самого объекта изучения - психики и сознания. На современном этапе разви­тия науки возникает тесная связь между сознанием и по­ведением, или деятельностью:

Основные задачи предмета истории психологии

1.Анализ возникновения и дальнейшего развития науч­ных знаний о психике с точки зрении научного, и не жи­тейского или религиозного подхода и изучении эволюции представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей меж­ду историей психологии и другими науками, раскрытие тел взаимосвязей, от которых зависят достижения психо­логии,

3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических вли­яний на научное творчество.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Движущие силы и причины исторического развития психологических идей:

1) связь науки с общей социально-культурной новой эпохи;

2} тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания;

3) связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования;

4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука;

5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.
Тема 2. Методологические основы истории психологии. Принципы историко-психологического анализа
Принцип историзма - рассмотрение опр-ного отрезка развития мэуки в контексте социокультурных условий, зависимость его от общей ситуации в науке в це­лом и в изучаемой науке в частности через сопоставление с предыдущими накопленными в изучаемой области зна­ниями.

Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических яв-ний от порождающих их факторов.

Методы истории психологии:

Теоретическая реконструкция [метод, заимство­ванный из других наук) - предполагает описание и крити­ческий анализ научных систем прошлого, конкретных программ получении, обоснования и систематизации психологического знание. Результатом этого исследова­ния является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логи­кой предмета.

Изучение научных школ - изучение внутренних аспектов и особенностей той или иной школы, разрабо­танных и используемых ею способов производства науч­ных знаний, характера научного общения между самими представителями школы, схожести и различий их мнении, оценок, критики.

Изучение архивных материалов - поиск научных трудов и их комментирование, снабжение сносками и примечаниями.

Интервьюирование - беседа исследователя с ученым, представителем той или иной школы с целью получения материалов в соответствии с конкретными задачами исследования с помощью определенных вопросов.

Биографический и автобиографический методы - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого - создателя теории, источников его духовного развития, понимание причин создания теории.

Анализ научных ссылок - установление частоты цитирования научных трудов с целью получения сведений о связях между научными направлениями, об актуальном состоянии науки и о тенденциях ее развития.

Источниками изучения истории психологии являются материалы, в которых собран весь исторический процесс психологических знаний, работы самих ученых, философов, психологов, материалы других общественных наук.

Предмет истории психологии. История науки – особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает.

Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить в двух смыслах. История – это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах.

Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии.

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму.

Итак, если предметом психологии является одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятий, памяти и воли, эмоций и характера, то предметом истории психологии служит другая реальность, а именно – деятельность людей, занятых познанием психического мира.

Научная деятельность в трех аспектах. Эта деятельность совершается в системе трех главных координат: когнитивной, социальной и личностной. Поэтому можно сказать, что научная деятельность в качестве целостной системы трехаспектна.


МОДУЛЬ 2

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ

ТЕМА 3. ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

Влияние философии на становление психологии. Мифологические представления о душе. Анимизм и гилозоизм. Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии. Вклад античных врачей в развитие материалистических представлений о психике.
Анимизм – вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием (например, по мнению философа и математика Пифагора) и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений

Гилозоизм. Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира – гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью.

Античный атомистический материализм утверждал:

Душа — атомы огня — самые маленькие и подвижные частицы, которые проникают в тяжелые и заставляют их двигаться, становясь душой этих тяжелых тел. Душа — продукт распределения атомов в теле. Когда сложные тела распадаются, тогда маленькие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в большом кол-ве в воздухе; выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Душа непрерывно материально обновляется с каждым дыханием. Даже в мертвом теле есть частицы души, только их очень мало. Демокрит приходит к панпсихизму: душа есть и у растений, и у камней.

Болезнь — это изменение пропорции атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу. Органом благородных страстей является сердце, чувственных желаний и вожделений — печень.

Душа выступает продуктом организации тела, и в то же время сама является особым телом, толкающим организм. Лукреций различает дух и душу: дух называется еще умом, он — душа души.

Стоики разработали учение об аффектах. Аффекты — чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души, связанные с неправильными представлениями о вещах: наслаждение — неразумное возбуждение, скорбь — неразумное душевное сжатие и т.д. Всего стоики насчитывали 26 аффектов. Идеалистическая психология античности

Наряду с материалистической традицией объяснения психических явлений в Древней Греции существовала и идеалистическая.

Сократ провозглашает божественный разум единственной причиной всех явлений.

Ученик Сократа Платон (427-347 г. г. до н. э.) развивает учение об идеях Идеи — общие понятия, логические конструкции, математические формулы, геометрические фигуры скрыты за небосводом, образуя сферу вечных идеальных форм. В отличие от калейдоскопа чувственных впечатлений, они наделены незыблемостью и обязательностью. Все чувственно-воспринимаемое есть лишь слабые копии общих идей

Учение о душе Аристотеля (384-322 г. г. до н. э.) — вершина античной психологии

Душа организма — это его форма, — говоря современным языком, функция, работа. В душе заключены суть, причина и цель всех действий. Все эти характеристики души Аристотель объединяет термином “энтелехия”. Энтелехия — осуществление — это полная действительность тела, то, что делает его живым, постоянная возможность его жизненных функций. Сам термин “организм” требует рассматривать его под углом зрения организации, т. е. упорядоченности целого, которое подчиняет себе свои части во имя решения каких-либо задач. Устройство этого целого и его функция (душа) неразрывны. Аристотель критиковал Платона за то, что тот разделял душу на части; доказывая единство души, он говорил не о частях, а об отдельных силах (дюнамис), способностях души. Понятие о способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством, навсегда вошедшим в основной фонд психологической науки. Иерархия способностей души обозначала уровни ее развития.
Вклад античных врачей в развитие материалистических представлений о психике.

Алкмеон Кротонский (VI в. до н. э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу. Гиппократ (ок. 460 — ок. 377 до н. э.) поддерживал Алкмеона. Учение о темпераменте: слизь вырабатывается в мозгу, кровь — в сердце, желчь — в печени, черная желчь — в селезенке. Особенно интенсивное развитие античная медицина получила в Александрии, где некоторое время было разрешено вскрывать трупы “безродных людей”. При царской династии Птолемеев, созданной одним из полководцев Александра Македонского, в III до н. э. были созданы библиотека и музей, который по существу представлял собой НИИ с лабораториями, комнатами для занятий со студентами. Александрийский врач Герофил, врач Птолемея II, комментатор Гиппократа, впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками, дал описание мозговых оболочек, устройства глаза.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Учебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-метогдический комплекс дисциплины дпп. Ф. 02 История языка...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Учебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 "История"

Учебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии...
...

Учебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 01 Антропология основная...
Сапрыкин В. П. – к п н., доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу

Учебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 гсэ. В 1 Геополитика...
Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин

Учебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4 Культура скандинавских...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17. 1 Теория и методика...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая...
Сапрыкин В. П., к п н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мгпу

Учебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050706 «Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф история древнего...
Кузь владислав Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск