Латвийский Университет Институт педагогики и психологии Никифоров Олег Владимирович






НазваниеЛатвийский Университет Институт педагогики и психологии Никифоров Олег Владимирович
страница1/8
Дата публикации28.01.2015
Размер1.54 Mb.
ТипИсследование
h.120-bal.ru > Психология > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8



Латвийский Университет


Институт педагогики и психологии

Никифоров Олег Владимирович


Этнические социальные установки как феномен этнической психологии

Рига. 2003 г.
Содержание

Введение

Часть 1. Глава1.Этническая психология

Параграф 1.История этнопсихологических исследований от Гиппократа до 18-19 вв.

параграф 2. Направление “психологии народов”.

Параграф 3. Традиционные этнопсихологические исследования в России (19- начало 20 вв).

Параграф 4. Коллективное бесознательное К.Г. Юнга

Параграф 5. “Метаморфозы современного сознания”.

Глава 2. Социальные установки.

Параграф 1. Исследование социальной установки в общей психологии.

Параграф 2. Становление проблемы социальной установки (аттитюда) в социальной психологии.

Параграф 3. Изменение социальных установок.

Параграф 4. Предрассудки.

Параграф 5. Социальные стереотипы.

Параграф 6. Межгрупповые отношения.

Глава 3. Этнические установки и стереотипы.

Параграф 1. Механизм возникновения этнических установок и стереотипов.

Параграф 2. Этноцентризм.

Введение
Интерес к этнической психологии имеет естественную основу, в которой можно выделить 3 основных аспекта:

  1. Психологические особенности этнических совокупностей существенно влияют на межнациональное общение, взаимодействие и межнациональные отношения. Для прогнозирования и управления этими процессами необходимо ориентироваться в закономерностях социальной коммуникации. Не менее важно знать этнические нужды, интересы, мир ценностей, традиций, настроений и чувств.

  2. Принятие во внимание приоритетов общечеловеческих ценностей немыслимо без личности и ее национального самосознания.

  3. Исследование этнопсихологических особенностей человека расширяет предмет науки о человеке.

Этнопсихология как область науки у нас только развивается, и у нее есть некоторые недостатки, характерные для этой стадии:

  • неопределенность проблематики;

  • методически низкий уровень экспериментального аппарата;

  • перевес теоретических работ по сравнению с эмпирическими;

  • принадлежность дисциплины к разным областям.

Многие работы этнопсихологов находятся на описательном уровне, другие отражают и регистрируют только динамику формы этносоциального организма, не подвергая основательному анализу ее существенные изменения, которые реализуются в эволюции психической деятельности.

Обобщая литературу, в современной этнопсихологии можно выделить три проблемные области:

  1. Психологические особенности народов и различных этнических общностей.

  2. Этнические стереотипы, их сущность и функции.

  3. Межэтнические отношения и общение.

Этническая психология (или этнопсихология) является областью социальной психологии, которая исследует особенности формирования психического образа и особенности поведения человека, которые определяются его национальной принадлежностью или этнической общностью.

Ю.В. Бромлей и В.И. Козлов определяют этнос как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка и культуры, а так же сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме) [29, с.7].

Психология народов не означает простую сумму психических особенностей. Она отражает то множество материальных и духовных процессов, которые реально образуются в человеческой жизни и управляют ею.

Научные первоисточники этнопсихологии можно найти уже в древних географических и исторических сочинениях, авторы которых пытались выделить типичные черты описываемых народов. Эти работы все же содержали много субъективных суждений и систематизированных обыденных стереотипов.

В 19 веке этнопсихологическая информация содержалась главным образом в этнографии, истории и антропологии. Широко распространены были идеалистические представления об особом “народном духе”, особенно в немецкой романтической философии и под влиянием этого течения они распространились на культуры других стран.

Начало этнопсихологии как науки тесно связано с именем Вильгельма Вундта и его работой “Психология народов” .

Научное развитие психологии в конце 19 –начале 20 века и освоение методов социальной психологии постепенно конкретизировало так же предмет этнопсихологии. Однако этнопсихология как отдельная область появилась только в последнее время

К главным этнопсихологическим проблемам можно причислить единство типов культуры и деятельности и их связь с психическими и поведенческими особенностями этнической общности; этноисторические личностные типы; проблему национального сознания и самосознания; сущность этнических стереотипов и установок; национальный характер, его сущность, генезис; сущность образования межнационального контакта .

В истории развития этнопсихологии четко просматриваются три методологических подхода к исследованию детерминированности народного познания:

  1. Антропологический подход постулирует неполноценность отдельных рас, используя информацию анатомии, антропологии, а также теории эволюции

  2. Генетический подход. Связан с генетическим наследием. Такие исследователи, как Волман, Ленц, Джонсон, Ланге и др., используя данные генетической и экспериментальной психологии, также пытались получить подтверждение расовому и психическому разделению.

  3. Третий подход связан с внедрением психометрических исследований. Высшие психические процессы исследовались в широком экспериментальном полигоне, в котором принимали участие негры, индейцы, китайцы, японцы, гавайцы, папуасы и др. Использовались тесты. Наибольшую популярность получил тест на интеллект Бине - Симона в американском варианте, который создали в 1916 году в университете Стенфорда.

Полученные результаты были очень противоречивыми, оценивая их объективно, можно говорить о том, что индивидуальные различия внутри группы были сильнее, нежели различия между группами.

В 20 веке произошли радикальные изменения в методологии: рассматривалось, что процесс исторического развития меняет структуру психической деятельности и основы процесса познания. Современная психология основывается на понимании категории сознания как осознанной сущности, одновременно рассматривая его как сложную и отражающуюся форму, которая образуется в длительном процессе общественнно- исторического развития по- разному для каждого этноса.

В наше время происходят интересные процессы с точки зрения этнической психологии: в советское время всячески подавлялось национальное самосознание и сегодня мы столкнулись с его возрождением. Кроме того, мы живем в стране, где достаточно остро стоят межнациональные проблемы и где

Цель работы: исследовать особенности этнических установок, возникающие в латвийской республике между крупными этническими группами.

Задачи:

  1. Òåîðåòè÷åñêèå: ïðîàíàëèçèðîâàòü ëèòåðàòóðó ïî ïðîáëåìå ñîöèàëüíûõ ýòíè÷åñêèõ óñòàíîâîê. Èññëåäîâàòü ëèòåðàòóðó ïî ïðîáëåìå ýòíè÷åñêîé ïñèõîëîãèè.

  2. Ýêñïåðèìåíòàëüíûå: ïîäîáðàòü ìåòîäèêè äëÿ èçó÷åíèÿ ôåíîìåíà ñîöèàëüíûõ ýòíè÷åñêèõ óñòàíîâîê, à èìåííî:

  • подобрать методики для изучения этнических установок на внешний вид;

  • подобрать методики для изучения межэтнической ориентации;

  • подобрать методики для изучения установки на черты характера другого народа.



  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Латвийский Университет Институт педагогики и психологии Никифоров Олег Владимирович iconНаучно-практическая конференция по педагогике и психологии «Основные...
Организатором научно-практической конференции по педагогике и психологии «Основные парадигмы педагогики и психологии в XXI веке»

Латвийский Университет Институт педагогики и психологии Никифоров Олег Владимирович iconИздательский центр «гравис» vii-я Международная научная конференция...
К участию в Конференции приглашаются ученые, преподаватели, аспиранты, докторанты, студенты вузов и ссузов, ведущие научные исследования...

Латвийский Университет Институт педагогики и психологии Никифоров Олег Владимирович iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;...

Латвийский Университет Институт педагогики и психологии Никифоров Олег Владимирович iconИнститут психологии и педагогики
Коваленко Н. Д. История зарубежной музыки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100....

Латвийский Университет Институт педагогики и психологии Никифоров Олег Владимирович iconВысшего профессионального образования «московский институт государственного...
Психологические науки, профиль (специальность в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников 19. 00. 01): «Общая...

Латвийский Университет Институт педагогики и психологии Никифоров Олег Владимирович iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история психологии»
Тугайбаева Батима Нагимовна «История психологии» – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с

Латвийский Университет Институт педагогики и психологии Никифоров Олег Владимирович iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Специфика межнационального восприятия. Этническая идентичность. Проблема характеристики национального менталитета

Латвийский Университет Институт педагогики и психологии Никифоров Олег Владимирович iconФакуль тет педагогики и психологии
Предмет, методологическая основа и задачи "Истории образования и педагогической мысли"

Латвийский Университет Институт педагогики и психологии Никифоров Олег Владимирович iconКнига Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов...
Современные системы психологии./Пер с англ под общ ред. А. А. Алексеева — спб.: прайм-еврознак, 2003. — 384 с. (Серия «Психологическая...

Латвийский Университет Институт педагогики и психологии Никифоров Олег Владимирович iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, заведующая кафедрой теории, истории и педагогики искусства, доктор...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск