Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология»






НазваниеОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология»
страница1/28
Дата публикации04.02.2015
Размер4.36 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
h.120-bal.ru > Психология > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.4, ДС.3


КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
«050706-Педагогика и психология»

«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

«050711-Социальная педагогика»

(код и наименование специальностей)

Утверждено на заседании кафедры

психологии

психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич



2012

    1. Автор программы:

Скиотис Е. И., канд. пед.наук, доцент кафедры психологии МГПУ

Тарасова С.М.., ассистент кафедры психологии МГПУ

Оконешникова О. В., канд. психол. наук, доцент кафедры МГПУ


    1. Пояснительная записка

Клиническая психология является одной из базовых отраслей психологии. Знакомство с клинической психологией составляет неотъемлемую часть полноценного психологического образования.

Главная особенность клинической психологии состоит в междисциплинарности ее предмета, находящегося на стыке психологии и различных разделов медицины-психиатрии, невропатологии, соматической медицины.

Настоящий курс раскрывает общие теоретические и методологические основания клинической психологии, ее теоретическое и прикладное значение, а также включает в себя содержание всех основных разделов этого предмета-нейропсихологии, патопсихологии, соматопсихологии, психологии аномального развития в онтогенезе.

Цели и задачи курса. В результате изучения дисциплины студент должен знать:

теоретические основы клинической психологии и ее структуру,

  • специфику предмета клинической психологии в ее взаимосвязях с психологией и медициной,

  • содержание основных разделов клинической психологии-нейропсихологии, патопсихологии, соматопсихологии и психологии аномального развития в онтогенезе.

Студент должен уметь:

  • осуществлять квалификацию психологических синдромов,

  • давать практические рекомендации, касающиеся психокоррекционной и психотерапевтической работы.




    1. Содержание дисциплины.

Содержание разделов дисциплины.

I. Актуальные проблемы теории и практики клинической психологии
1. Предмет и задачи клинической психологии.

История возникновения клинической психологии. Вклад И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищева, А. Р. Лурия в развитие научных представлений о психических нарушениях. Клиническая психология и медицинская психология. Основные разделы клинической и медицинской психологии: патопсихология, нейропсихология, психосоматика, психология аномального развития, деонтология. Понятие о диагностике, экспертизе, психологической коррекции и реабилитации как прикладных аспектах клинической психологии. Задачи и проблемы клинической и медицинской психологии. Различение медицинского и клинико-психологического подходов, патопсихологии и психопатологии.
2. Методы клинической психологии.

Принципы патопсихологического (клинико-психологического) исследования. Метод эксперимента как основной клинико-психологический метод. Нейропсихологическое обследование. Обучающий эксперимент.

Принципы психологического исследования: качественный анализ расстройств психики; системный подход; изучение детерминации психической деятельности со стороны потребностей человека; учет установок испытуемого в отношении исследования; выявление сохранных звеньев психики; выявление потенциальных возможностей ребенка (зоны ближайшего развития); использование в связи с этим обучающего эксперимента; использование комплекса методик; соотнесение результатов с данными здоровых испытуемых соответствующего возраста, пола, образования; личностный подход.

Предметная классификация методов психологического исследования в клинике (Б. В. Зейгарник): методы анализа ощущений, методы анализа восприятия, методы измерения времени психических процессов, методы анализа воспроизведений (простых воспроизведений, сложных воспроизведений), методы анализа сложных психических актов.

Классификация методов по операциональному признаку: клиническая беседа, наблюдение, патопсихологический эксперимент (в том числе обучающий), тесты (для определения уровня умственного развития), проективные методы, анализ продуктов деятельности испытуемого.
3. Основное содержание деятельности клинических психологов.

Различение понятий «психолог», «психиатр», «психотерапевт». Профессиональные функции психолога и психиатра. Профессиональная подготовка клинического психолога. Функции клинического психолога в медицинском учреждении.
II. Основные психические нарушения и психология аномального развития
4. Проблема нормы и патологии в медицине и психологии.

Критерии нормы и патологии: культуральные; социальные; исторические; поведенческие; этнические; возрастные; медицинские. Подходы к оценке нормы и патологии: демонологический; психодиагностический; медицинский; генетический; психоаналитический.

Категории «здоровье» и «патология». Факторы, определяющие психическое здоровье. Критерии нормальности и психического здоровья. Характеристика самоактуализирующихся личностей (по А. Маслоу).

Понятие о норме. Статистическая, функциональная (или индивидуальная) и идеальная норма. Теоретическое и прагматическое понимание абнормальности. Десять основных критериев нормальности: субъективная удовлетворенность, идентичность, интегральность (целостность), автономность (независимость), адекватное восприятие реальности, адекватное самопознание, самопереживание и самооценка, сильная толерантность к фрустрации, резистентность по отношению к стрессу, приемлемая социальная адаптация, оптимальное самоутверждение. Теоретическое определение абнормальности по В. А. Скотту: психиатрический диагноз; помещение в психиатрическом учреждении; социальная дезадаптация; субъективное переживание несчастья; результаты объективного психологического обследования. А. Н. Басс: прагматическое определение абнормальности. Патология как неадекватность, непродуктивность, некритичность (Н. Л. Белопольская).
5. Общая симптоматология психических расстройств.

Понятие nosos и pathos. Понятие о симптоме, синдроме, болезни. Симптом как объективные проявления патологии психической деятельности. Синдром как совокупность симптомов. Виды синдромов: негативные («выпадения») и продуктивные (позитивные) расстройства. Виды психиатрических синдромов: астенический синдром, аффективные синдромы, невротические синдромы (истерия, ипохондрия, деперсонализация, дисморфофобия), паранойяльные синдромы, галлюцинарно-параноидные расстройства, синдромы помрачения сознания, судорожные синдромы. Уровни психопатологических (клинических) синдромов: патобиологический; физиологический, пато- и нейропсихологический, психопатологический. Международные классификации болезней. 10-я Международная классификация болезней (МКБ-10).

Патопсихологический синдром как совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больного, выраженных психологическими понятиями. Патопсихологические синдромы, по И. А. Кудрявцеву (регистр-синдромы): шизофренический (нарушение селективности информации); аффективно-эндогенный (аффективные нарушения при маниакально-депрессивном психозе); олигофренический (умственная отсталость); экзогенно-органический (дезорганизация и неустойчивость психической деятельности при черепно-мозговых травмах и токсикомании); эндогенно-органический (снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности при эпилепсии); личностно-аномальный (аффективная обусловленность поведения при акцентуациях и психопатиях); психогенно-психотический (реактивная дезорганизация психической деятельности при реактивных психозах); психогенно-невротический.

Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста: синдром невропатии; синдром детского аутизма; гипердинамический синдром; синдром детских патологических страхов; синдром дисморфомании; синдром нервной анорексии; синдром психического инфантилизма; синдром гебоидности. Патологические проявления подросткового кризиса.
6. Модели психических нарушений.

Двумерная модель психических заболеваний Крепелина: неврозы и психозы как основные психические нарушения. Виды психозов: реактивный, индуцированный, органический. Неврозы, психопатии и акцентуации личности как пограничные нервно-психические расстройства. Попытки отхода от двумерной клинической модели с помощью введения представления о расстройствах личности. История исследования понятия «пограничное личностное расстройство» в психодинамической школе и клинической практике.

Трехмерная модель психических нарушений. Три основные линии определения патологии: уровни личностной организации; личностная диспозиция; генетическая предрасположенность. Уровни организации личности: психотический; невротический; пограничный. Диагностические критерии уровня личностной организации: структура самоидентичности; определенный набор психологических защитных механизмов; уровень тестирования реальности. Представления о примитивных и высокоуровневых защитных механизмах. Типы организации характера (личностные диспозиции): шизоидная; нарциссическая; параноидная; обсессивная; истерическая; антисоциальная; депрессивная. Понятие о психоаналитической диагностике.
7. Основные психические нарушения.

Нарушения сознания. Характеристики сознания. Понятие о помраченном сознании (К. Ясперс). Формы нарушения сознания: оглушенное состояние сознания; делириозное помрачение сознания; онейроидное (сновидное) состояние сознания; сумеречное состояние сознания (амбулаторный автоматизм, абсанс и др.); псевдодеменция; синдром деперсонализации (чувство отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий; дисморфофобия; дисморфомания).

Представление о психозах – наиболее тяжелых заболеваниях. Шизофрения – «расщепление разума». Основные концепции происхождения шизофрении. Нарушения познавательной деятельности при шизофрении. Исследование шизофрении в школе Б. В. Зейгарник: гипотеза о связи нарушений мышления при шизофрении с патологией мотивационно-потребностного звена деятельности. Гипотеза Ю. Ф. Полякова о связи шизофренической патологии с самой структурой мыслительной деятельности. Понятие «сверхвключения» и «латентного признака».

Эпилепсия: симптоматика, течение, распространенность в популяции. Отличие эпилепсии от других видов психических заболеваний. Виды эпилепсии: генуинная и симптоматическая. Расстройства сознания и нарушения аффекта при эпилепсии. Представления о пароксизмах. Психологическая характеристика больных эпилепсией: нарушения динамики мыслительной деятельности, снижение уровня познавательной деятельности, личностные изменения. Первичные, вторичные и третичные симптомы эпилепсии. Инертность, вязкость, брутальность больных эпилепсией. Личностные особенности больных эпилепсией – компенсаторные образования (исследования Б. С. Братуся): педантизм, гиперсоциальность.

Маниакально-депрессивный психоз (МДП) как эндогенное нарушение. Психологические особенности маниакальных и депрессивных больных: нарушения динамики мыслительной деятельности; особенности маниакального и депрессивного аффекта; нарушения поведения. Представление о суицидальном поведении. Проблемы дифференциальной диагностики маниакально-депрессивного психоза и депрессий иной этиологии.

Пограничные расстройства (личностные нарушения; неврозы; аддиктивные нарушения).

Личностные нарушения. Патологические личностные реакции: реакции протеста; реакции отказа; реакции компенсации и гиперкомпенсации; реакции имитации. Различение характерологических и патохарактерологических реакций. Причины патохарактерологических реакций. Личностные реакции подростков (А. Е. Личко): реакция эмансипации; реакция группирования со сверстниками; хобби-реакции; сексуальные реакции. Акцентуации характера (по А. Е. Личко): истероидная, неустойчивая, конформная, гипертимная, циклоидная, лабильная, астено-невротическая, сенситивная, психастеническая, шизоидная, эпилептоидная. Типы воспитания, влияющие на возникновение акцентуаций. Изучение акцентуаций с помощью методики ПДО. Акцентуации как фактор дезадаптации личности. Акцентуации личности (по К. Леонгарду): демонстративные; педантичные; возбудимые, застревающие, эмотивные, аффективно-экзальтированные; гипертимические; дистимические; аффективно-лабильные, интровертные и пр.

Психогенные патологические формирования личности: патохарактерологическое формирование личности; постреактивное патологическое формирование личности; невротическое развитие личности; патологическое формирование личности дефицитарного типа. Психопатии: конституциональные, органические и краевые. Виды психопатий: возбудимый (эксплозивный) тип; эпилептоидный тип; неустойчивый тип; истерический тип; астенический тип; психастенический (тревожно-мнительный) тип; шизоидный тип; гипертимный тип. Различение психопатий и патологического формирования личности. Этиология психогенного патологического формирования личности. Различение невропатий и психопатий. Различение неврозов и психопатий. Акцентуации характера как преморбидный тип. Критерии П.Б.Ганнушкина-О.В.Кербикова для дифференциальной диагностики психопатий и акцентуаций: тотальность проявления черт характера; стабильность черт характера; социальная дезадаптация.

Психологическая характеристика невроза. Невроз как психогенное, функциональное, конфликтогенное заболевание. Преморбидные особенности личности больного. Стадии развития невротического заболевания (невротическая реакция; острый невроз; затяжной невроз; невротическое развитие).

Конфликты при неврозе: первичный конфликт, внутренний конфликт, внешние конфликты. Основные виды невроза и внутренние конфликты (истерия; невроз навязчивых состояний; неврастения). Основные невротические симптомы и синдромы. Невротические синдромы: астенический синдром, ипохондрический синдром, фобический синдром, депрессивный синдром, обсессивный синдром, синдром невротической деперсонализации, истерический синдром.

Системный невроз как нарушения систем организма (органов пищеварения, дыхания, кровообращения, половой и пр.), в возникновении и течении которых играет роль психогенный или условно-рефлекторный механизм. Психогенные причины системного невроза. Отличие системного невроза от общих неврозов. Взаимоотношения общего невроза и системного невроза. Системные нарушения как один из синдромов общего невроза (Б. Д. Карвасарский).

Психология алкоголизма, наркомании, токсикомании.

Аддиктивное поведение как психологическая основа алкоголизма, наркомании и токсикомании. Аддиктивное поведение как уход от реальности посредством изменения своего состояния. Виды аддиктивного поведения: прием алкоголя, прием веществ, изменяющих психическое состояние (наркотики, лекарства, яды), участие в азартных играх (включая компьютерные), сексуальное аддиктивное поведение, переедание или голодание, работоголизм, длительное прослушивание музыки. Формирование аддиктивного поведения. Факторы аддиктивного поведения. Две культуральные группы подростков-наркоманов. Психопатии и акцентуации как психологический фактор формирования аддиктивного поведения. Социальные группы риска развития аддиктивного поведения. Неблагоприятные личностные особенности в отношении риска употребления наркотиков и алкоголя. Лечение аддиктов. Нарушения потребностно-мотивационной сферы у аддиктов: нарушение структуры иерархии мотивов (нет выделения ведущего мотива, конфликты между различными потребностями человека); формирование патологической потребности (аддиктивное поведение при наркоманиях, алкоголизме, патологическая склонность к азартным играм, компьютерная мания, сексуальные извращения и пр.).

Олигофрении как патология психического развития. Факторы экзогенного и эндогенного характера, вызывающие органические нарушения головного мозга: гипоксические; токсические; воспалительные; травматические; хромосомно-генетические; внутрисекреторно-гормональные; дегенеративные; внутричерепные новообразования. Три степени олигофрении (по глубине дефекта): дебильность; имбецильность; идиотия. Проблемы диагностики олигофрении. Дифференциальная диагностика олигофрений и пограничных форм умственной отсталости. Различение олигофрений и деменции.
8. Психология аномального развития.

Проблема нарушений психического развития в психиатрии, медицинской психологии, патопсихологии, нейропсихологии, возрастной психологии, дефектологии, специальной педагогике и психологии. Варианты психического дизонтогенеза (В. В. Лебединский): недоразвитие; задержанное развитие; поврежденное развитие; дефицитарное развитие; искаженное развитие; дисгармоничное развитие.

Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Раннее время поражения. Выраженная незрелость мозговых систем. Олигофрения как типичный пример недоразвития. Снижение обучаемости как основная психическая характеристика при олигофрении. Обучающий эксперимент как основной метод диагностики.

Поврежденное развитие. Этиология (наследственные заболевания; внутриутробные; родовые и послеродовые инфекции; интоксикации и травмы ЦНС). Органическая деменция как модель поврежденного развития. Дети с резидуальной органической недостаточностью. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Психологические особенности данной группы детей, методы диагностики и коррекции нарушений.

Психический дизонтогенез по типу задержанного развития. Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Клинические варианты инфантилизма (конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органический) и факторы их возникновения. Соотношение признаков незрелости и поврежденности ЦНС в клинических проявлениях ЗПР: эмоциональные расстройства; энцефалопатические расстройства; неврологические расстройства; нарушения высших психических функций (нейродинамические нарушения и нарушения регуляции).

Дефицитарное развитие, связанное с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем: зрения и слуха.

Искаженное развитие как сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Дизонтогенез при синдроме детского аутизма.

Дисгармоническое развитие как врожденная, либо рано приобретенная, стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Патологические формирования личности в результате неправильных условий воспитания как типичная модель дисгармоничного развития.

Нарушения психического развития детей из неблагополучных семей и воспитанников детского дома. Сенсорная и эмоциональная депривация как факторы нарушений психического развития детей. Психологические особенности детей из детского дома. Педагогическая запущенность как следствие воспитания в неблагополучных семьях.

Проявления дезадаптации у детей и подростков. Внутренние и внешние факторы дезадаптации детей и подростков. Коррекция дезадаптаций. Тревожность и агрессивность детей и подростков: причины, проявления, методы диагностики и коррекции.

Школьная дезадаптация. Факторы школьной дезадаптации. Карта наблюдений Д. Стотта в изучении школьных дезадаптаций. Проявления школьных неврозов.
9. Установление клинико-психологического диагноза. Понятие о структуре патопсихологического синдрома: первичные симптомы (непосредственное психическое проявление биологической недостаточности) и вторичные симптомы (результат взаимодействия эндогенных и экзогенных факторов, носящий компенсаторный характер). Различие психиатрического и психологического диагноза. Психологический диагноз как описание поведения, интеллекта и личностной сферы. Необходимые виды диагноза (по Л. С. Выготскому): симптоматический, синдромологический, этиологический, типологический. Прогноз как обязательная часть диагноза. Основные требования к составлению психодиагностических заключений.

Схема амбулаторного исследования В. Смекала: дата и место исследования, анкетные данные; причина исследования; важные данные анамнеза; состояние здоровья и физическая зрелость, органы чувств, моторика, речь; внешний вид и поведение при исследовании; проведенные испытания и их количественные результаты; характеристика: (конституция и темперамент, вигильность, эмотивность; мотивация, потребности, интересы, ценности; адаптивные механизмы, оценка себя, фрустрационный тип, толерантность, воля; социабельность, позиции; умения; образование и умственный уровень; структура личности); прогноз и рекомендации.

План динамической характеристики ребенка по результатам психологического обследования (В. Смекал): анкетные данные. кто просит об обследовании и цели исследования; причины исследования (жалобы; что предпринималось до настоящего времени с ребенком); примененные методы (кто и как исследовал); факторы развития и жизненные условия; внешняя картина личности (проявления; способы поведения; результативность; субъективные высказывания); структура личности (конституция, нейротип, темперамент, преобладающие настроения, ясность и широта сознания, возрастная зрелость, мотивация, эмоциональные связи, ценности, самосознание и уровень притязаний, общая одаренность и особенности познавательных процессов); структурные свойства личности (уравновешенность, стойкость, единство, постоянство, широта и глубина, масштаб, ценность, зрелость); диагностическое заключение; перспективы (прогноз); медико-педагогические рекомендации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины  сд. Ф. 9 История психологии...
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-метогдический комплекс дисциплины дпп. Ф. 02 История языка...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconПояснительная записка Учебная программа курса «История образования и педагогической мысли»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050706. 65 Педагогика и психология

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 "История"

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Шифр дисциплины и ее название в строгомсоответствии с государственным образовательнымстандартом и учебным планом

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 01 Антропология основная...
Сапрыкин В. П. – к п н., доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 030401 «История»
В курсе «Археология» особое внимание уделяется изучению произведений имеющих решающее значение в формировании мировоззрения, в воспитании...

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии...
...

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 гсэ. В 1 Геополитика...
Автор-составитель программы: к и н., доцент кафедры географии и экологии В. Н. Фридкин

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050706-Педагогика и психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4 Культура скандинавских...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск