Скачать 401.48 Kb.
|
Автономное учреждение дополнительного образования детей «Майминская районная детско-юношеская спортивная школа» « Утверждено» Педагогическим советом АУ ДОД «МР ДЮСШ» Протокол №_______ От «__»_________20___ г. Директор______ А.А. Бачурин Адаптированная программа «Волейбол» Физкультурно – спортивной направленности Возраст детей – 7 -17 лет Срок реализации – 7 лет Дедиков Николай Викторович, тренер-преподаватель по волейболу с. Майма 2012 год. Пояснительная записка В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности опорно-двигательного аппарата. Укрепление здоровья школьников является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Воспитывая в школьниках самостоятельность, тренер помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте. Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей: -в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, определении своих возможностей); -в самореализации (раскрытие своих возможностей и личностных качеств); -в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам); Педагогам важно создать для учащихся такое пространство, которое отвечало бы их возрастным потребностям и при этом благоприятно отражалось на нравственном развитии. Тренеры-преподаватели поддерживают природное любопытство учащихся, неуёмную физическую энергию, желание заниматься спортом. Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим. Создавая программу учебно-тренировочных занятий по волейболу для детей 7-17 лет, мы опирались на типовую учебную программу по волейболу для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, допущенную Федеральным агентством по физической культуре и спорту (М., 2007). Программа составлена на основании нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ, в ней отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований, опыт работы спортивных школ по волейболу. Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Настоящая программа по волейболу предусматривает несколько этапов: этап начальной подготовки (НП) – 3 года, учебно-тренировочный этап (УТ) – 4 года и реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, а именно: - непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; - учёта интересов всех граждан при разработке в реализации всех программ развития физической культуры и спорта; - признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку; - создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных объединений и организаций. Цель программы: содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка через обучение волейболу, привитие навыков здорового образа жизни детей и подростков, укрепление здоровья. Задачи программы: на этапе начальной подготовки: - Обучение основам техники перемещений, стоек, приему и передачи мяча; - Начальное обучение тактическим действиям, привитие стойкого интереса к занятиям волейболом, приучение к игровой обстановке; - Подготовка к выполнению нормативных требований по видам подготовки. На учебно-тренировочном этапе: - повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики; - прочное овладение основами техники и тактики волейбола; - приучение к соревновательным условиям; - определение каждому занимающемуся игровой функции в команде и с учетом этого индивидуализация видов подготовки; - обучение навыкам ведения дневника, системам записи игр и анализа полученных данных; - приобретение навыков в организации и проведении соревнований по волейболу, судейства, выполнение нормативов по видам подготовки. Режим учебно-тренировочной работы
Формы занятий: - групповые и индивидуальные; - теоретические и учебно–тренировочные занятия; - игровые, проверочные и другие. Условия реализации программы: наличие спортивного зала, инвентаря для силовых тренировок, перекладины, мячей для спортивных и подвижных игр, видеоматериалов игр, соревнований, обучающих роликов. Ожидаемые результаты: Воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу. Улучшение качества набора в группы начальной подготовки, в том числе способных и одаренных детей. В результате обеспечения занятости детей сократятся случаи правонарушений среди них. По общей физической подготовке: Развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики волейбола, воспитание умений соревноваться индивидуально и коллективно. В течение года в соответствии с планом годичного цикла выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрасту и году обучения. По специальной физической подготовке: выполнение на оценку специальных упражнений и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями каждого года обучения. По технико-тактической подготовке: знать и уметь выполнять элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом. По теоретической подготовке: знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения. Учебно-тематический план
Содержание программы Организация и планирование в группах начальной подготовки Направленность и содержание тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом задач и принципов многолетней подготовки юных спортсменов. На этапе начальной подготовки главное внимание уделяется обучению технике основных приемов игры, формированию тактических умений и освоению тактических действий. Следует широко использовать игровой метод, подвижные игры, круговую тренировку, эстафеты и упражнения из различных видов спорта. Важное значение придается развитию скоростных и скоростно-силовых качеств, быстроты ответных действий, ловкости, координации, выносливости. При этом надо стремиться к тому, чтобы эти качества включались в тактические действия и технические приемы игры. Целесообразно развивать скоростные качества в упражнениях с мячом. Общая физическая подготовка Строевые и порядковые упражнения: общее понятие о строевых упражнениях и командах. Действия в строю на месте и в движении, построения, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения, остановки во время движения, движение шагом и бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег, изменение скорости движения. Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперед, на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с выпадами, на коленях, приставным шагом, скрёстным шагом. Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние дистанции, по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных препятствий, по песку, воде, спиной вперед, с высоким подниманием бедра, в равномерном темпе, с ускорениями, с изменением направления движения и т.д. Прыжки: в длину, в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с одной ноги на другую, с поворотами, с вращением, через скакалку, через партнера, выпрыгивания на разные высоты и т.д. Метания: теннисного мяча, толкание набивного мяча из различных положений ит.д. Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения на гимнастических снарядах: на перекладине, на канате, на гимнастической стенке. Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, лазания, метания, с сохранением равновесия, с предметами, элементами спортивных игр, комбинированные эстафеты. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Невод», «Метко в цель»,»Подвижная цель», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Катающаяся мишень» и др. Спортивные игры: пионербол, баскетбол, гандбол, бадминтон, футбол, - ознакомление с основными элементами техники и тактики игры, правилами соревнований, двусторонние игры. Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Специальная физическая подготовка Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5. 6. и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной вперед и т.д. по принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг), с поясом-отягощением или в куртке с отягощением. Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 3600, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие. Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с выполнением различных заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке – одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же с отягощением (пояс до 6 кг). Упражнения с отягощениями. Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.), прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку. |
![]() | Центры здоровья в России. Идея укрепления общественного здоровья и индивидуального здорового образа жизни. Идеи, принципы и правила... | ![]() | ... |
![]() | Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) | ![]() | Целью работы является изучение демографических характеристик (возрастной, половой, национальный состав населения) поселка Пешковка,... |
![]() | О состоянии здоровья населения Краснодарского края в 2012 году: государственный доклад / Администрация Краснодарского края, Министерство... | ![]() | Целью данной программы является формирование у школьников представления о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии,... |
![]() | Учебный план школы обеспечивает получение обучающимися начального и основного общего образования в сочетании с развитием познавательных... | ![]() | Едряет – растущее количество стран мира и компаний. Однако некоторые технологии используются (а главное – разрабатываются) в настоящее... |
![]() | Годовой календарный учебный график мобу «Троицкая сош» для детей с ограниченными возможностями здоровья (УО) на 2014-2015 учебный... | ![]() | России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических... |
..На главную | Поиск |