Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации»






Скачать 129.9 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации»
Дата публикации05.02.2015
Размер129.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации
h.120-bal.ru > Спорт > Методические рекомендации
Методические рекомендации

«О включении олимпийской тематики в содержание

учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных

учреждений Российской Федерации»
Образование является одной из важнейших составляющих Олимпийского движения. Пьер де Кубертен предложил провести современные Олимпийские игры в XIX веке, потому что спорт, может сыграть образовательную роль в обществе. Россия уделяет большое внимание распространению олимпийских ценностей через систему образования. Впервые за более чем 100 лет существования Олимпийских игр современности разработан системный подход к задачам олимпийского образования. "Система олимпийского образования "Сочи 2014" утверждена Международным Олимпийским комитетом (МОК). Данная программа формирует устойчивое гуманитарное наследие, поскольку закладывает долгосрочную основу для утверждения в обществе, особенно в молодежной среде, гуманистических идеалов Олимпизма и спорта.

Цель программы - распространение олимпийских и паралимпийских идеалов для создания дружественной среды во время проведения XXII Олимпийских зимних Игр и Паралимпийских зимних Игр в Сочи в 2014 году. Также "Система олимпийского образования "Сочи 2014" нацелена на интеграцию знаний о ценностях Олимпизма в образовательную систему России для формирования полного представления об олимпийском движении и индустрии спорта. Одним из стартовых этапов реализации Системы олимпийского образования является проведение олимпийских уроков во всех образовательных учреждениях России. Благодаря олимпийским урокам с идеями Олимпизма познакомятся школьники всей страны. Олимпийское и паралимпийское образование открывает новые возможности в процессе обучения, воспитания и формирования нравственных основ личности учащихся. Любое направление воспитательной работы в образовательном учреждении, может быть преломлено через призму олимпийского образования. Олимпийское и паралимпийское образование меняет отношение молодежи к себе, к миру, к природе, прививает культуру здорового образа жизни, способствует систематическим занятиям спортом, развивает стремление к самосовершенствованию, учит взаимопониманию, нравственности, толерантности. Занятия, интерактивные игры, тренинги помогают развивать в себе смелость, решительность, уважение к другим людям. У учащихся формируется целостное представление о системе олимпийских и паралимпийских ценностей как ключевых жизненных принципах. Система олимпийского и паралимпийского образования в корне меняет отношение к людям с инвалидностью, ломает стереотипы, учит находить сходства, а не различия.

Методические рекомендации для учителей-предметников, классных руководителей для подготовки к проведению Олимпийских уроков.

Олимпийские уроки должны проводиться в образовательных учреждениях в течение 2010/2011 учебного года ежеквартально. Тематика уроков разработана таким образом, чтобы дать учащимся наиболее полное представление об идеологии, философии, ценностях Олимпийского и Паралимпийского движения, вехах, истории Олимпийских и Паралимпийских игр, особенностях подготовки Сочи к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, олимпийском наследии.

  1. "Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения" (учит принимать ценности Олимпийского и Паралимпийского движения и следовать им в каждодневной жизни).

  2. "Методология подготовки Игр" (показывает, насколько комплексным и масштабным проектом являются Олимпийские и Паралимпийские игры, проходящие по более чем пятидесяти различным функциональным направлениям).

  3. "Игры 2014: настоящее и будущее Сочи" (рассказывает об истории победы в заявке, стратегических целях, особенностях и наследии предстоящих Игр в Сочи).

  4. "Паралимпийское движение: равенство возможностей" (позволяет школьникам попробовать себя в паралимпийских видах спорта).

Дидактические принципы, положенные в основу разработанных уроков, базируются на системе педагогической деятельности, основной целью которой является становление субъектной позиции школьника, логике компетентностного подхода.

При проектировании уроков использованы следующие дидактические принципы компетентностного подхода:

- Принцип активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации предполагает субъектную позицию школьника в образовательном процессе, обращение педагога к личностному опыту учащегося и обогащение его в процессе деятельности на уроке. Важной составляющей в этом случае является создание для школьников условий транслирования информации, полученной в ходе уроков, в принципы собственной жизнедеятельности.

  • Принцип доступности предполагает адекватность предлагаемого материала, информации возрастным и психологическим особенностям школьников, отбор содержания, ориентированного на имеющийся социальный опыт школьников.

  • Принцип системности, соблюдение данного принципа позволит системно представить учащимся масштабную картину истории, идеологии, философии Игр, этапы подготовки к Играм 2014, особенности. Предлагаемое содержание, структурированное в соответствии с Системой олимпийского образования "Сочи 2014", рассматривается во взаимосвязи с процессами и объектами как единое целое, поэтапно знакомит школьников с историческим прошлым Игр, настоящим и наследием.

  • Принцип рефлексивности предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников на всех этапах урока с целью вовлечения их в процесс осмысления полученной информации, соотнесения ее с имеющимся личным социальным опытом и включения приобретенного нового содержания и способов деятельности в собственную практику.

  • Принцип мотивации, содержание образования в предложенных уроках спроектировано таким образом, чтобы мотивировать школьников на самостоятельный поиск новой информации относительно Олимпийских и Паралимпийских игр, стимулировать их творческие и познавательные мотивационные потребности. В предложенных уроках использованы средства побуждающего и формирующего воздействия. Эти средства необходимо применять так, чтобы они способствовали развитию различных компонентов и сторон мотивации в их единстве. Поэтому они должны применяться в комплексе, включающем приемы побуждения, и за счет стимулирующего влияния содержания учебного материала, и за счет побуждающей функции методов обучения, и за счет сочетания различных видов деятельности. Все это в совокупности обеспечит динамику развития положительных потребностно-мотивационных состояний учащихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности.

  • Принцип открытости содержания образования предполагает достаточно гибкое использование педагогом предложенной конструкции, не допуская при этом искажения логики, содержательной точности и достоверности информации. Педагог, при составлении Олимпийских уроков должен учитывать следующие составляющие:

  • « возрастные особенности учащихся;

  • уровень общей учебной подготовленности класса;

  • предполагаемую дальнейшую воспитательную деятельность учителей в данном классе по избранной теме;

  • уровень собственной подготовки к данному уроку, может варьировать конкретное содержание и методику проведения занятия.


Примерное содержание олимпийского образования на уроках изобразительного искусства (Основная школа 5-9 классы)

  • «Декоративное искусство в современном мире» (символы, эмблемы)- история создания олимпийских эмблем и символов, как они менялись, кто их создавал.

  • «Русский костюм и современная мода» (5 класс)- история костюма на примере спортивной экипировки и о костюмах, создаваемых для церемоний Олимпийских игр каждой страны.

  • «Правила линейной и воздушной перспективы»- рассказ о перспективе ведется на примере макетов олимпийских объектов.

«Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл» (6 класс) - на примере Олимпиады и филателии, где подробно рассказывается, для чего создавались и как менялись марки на протяжении всех Олимпийских игр.

- «Пропорции и строение фигуры человека»- на примере олимпийских пиктограмм, здесь же для сравнения возможно использование пиктограмм Олимпийских игр разных лет.

«Понимание красоты человека в русском искусстве» (7 класс) - рассматривается эстетика движений в спорте в работах русских художников. «Изображения в полиграфии» (8 — 9 класс) - массовость и общедоступность полиграфического изображения на примере рекламных плакатов к зимним Олимпийским играм разных лет.

Итогом Олимпийского урока является развитие художественного мышления, вкуса, воображения и фантазии, формирование у учащихся единства эмоционального и интеллектуального восприятия, активной гражданской позиции в соответствии с принципами и ценностями Олимпизма.
Примерное содержание олимпийского образования на уроках иностранного языка
В связи с необходимостью формирования личности нового поколения, ориентированного на занятия спортом и здоровый образ жизни, а также в связи с выбором города Сочи местом проведения зимних Олимпийских игр 2014 года, целесообразно включение в некоторые темы Федеральной программы материалов о спорте, изучение спортивной лексики для формирования умения учащихся общаться на тему спорта и Олимпийских игр, а также обсуждать со своими сверстниками спортивные занятия и соревнования.

При введении нового материала по Олимпизму- следует учитывать возрастные особенности учащихся и адекватность вводимой лексики знаниям и умениям учащихся, их уровню владения иностранным языком.

Все дополнительные материалы по темам можно вводить в ход уроков, учитывая уровень владения иностранным языком в определенном классе.

  • Учитель вправе привлекать другие материалы о спорте, спортсменах и Олимпийских играх. Задача учителя состоит в том, чтобы органично ввести необходимую и доступную лексику для развития олимпийской тематики в учебном процессе, обучить учащихся общаться на спортивные темы, высказывать свое мнение о спортивных соревнованиях и качествах характера и личности спортсменов.

  • В конце каждого года обучения предусматривается проведение обобщающего урока. Учитель вправе вносить коррективы в планы уроков, исходя из индивидуальных особенностей учащихся данного класса.



Примерное содержание олимпийского образования на уроках географии
Идеи и принципы, лежащие в основе олимпизма, предполагают активное сближение народов и стран, стремление к миру, к познанию культуры друг друга, умению понимать проблемы отдельных регионов и планеты в целом, формированию общечеловеческих ценностей. Аналогичные задачи являются основополагающими и в курсе географии. Включение материалов олимпийского образования в уроки географии позволяет расширить и углубить географические знания, способствует формированию интереса к предмету, помогает решить на уроках географии не только образовательные, но и воспитательные задачи.
Примерное содержание олимпийского образования на уроках литературы на основе материалов, посвященных истории Олимпийских и Паралимпийских игр современности и античности.




Подготовка нашей страны к 0лимпиаде-2014 предполагает не просто ознакомление школьников с фактами из хроник проведения олимпиад и с особенностями популярных видов спорта, а прежде всего, имеет целью погружение в идеи олимпизма, понимание основных олимпийских ценностей.

Включение в уроки литературы материалов, на первый взгляд совершенно далекие от теории и истории литературы, возможны при учете внутренней связи ценностей Олимпизма с идеями общечеловеческого гуманизма, которым проникнута вся мировая литература. Возможны различные варианты включения материалов по Олимпийскому образованию в уроки литературы:

  • контекстные вставки с использованием олимпийской тематики, которые можно включать в учебные занятия при изучении конкретных разделов и тем.

  • разработки уроков (по одному на каждую параллель 5 - 9ых классов), при составлении которых можно использовать материалы, идейно связанные с темами изучаемых произведений.


При желании можно комбинировать в различных темах, а также создавать на их основе оригинальные разработки, как учебных занятий, так и контекстных включений в урок.

Примерное содержание олимпийского образования в разделе программы «Физическая культура»
В программе физического воспитания в школе - теории спорта уделяется мало времени. Основное действие на уроке физической культуры посвящено двигательной активности и развитию физических качеств учащихся. Учитель уделяем внимание индивидуальному подходу к ученику, учитывая его физические возможности, но мало уделяем внимания на уроке основам теоретических знаний в области знаний спорта и Олимпизма. Благодаря спорту в нашей стране развивается физическое воспитание, и чем качественней будет этот процесс, тем большее число детей и подростков будет вовлечено в спортивную жизнь, в спорт посредством знаний и умений, полученных на уроках физической культуры в школе.

К сожалению, ученик практически ничего не знает о видах спорта, не культивирующихся в школе, о спортивных правилах, регламентах, основных аспектах спортивной жизни.

Структура программы и сам урок должны иметь вариативность и способность преподнести весь спектр спорта.

В школе должен быть выделен день в течение недели для младшей и средней школы - День спорта. В программу которого, включаются практические (соревнования, игры, эстафеты и т.д.) и теоретические (викторины, конкурсы и т.д) мероприятия из программы Олимпизма.

Прообразом Дня спорта в школе были дни здоровья, бегуна, лыжника и т.д. Этот день должен быть систематическим, для проведения спортивно- массовых мероприятий среди учащихся не только отдельно взятой школы, но и всего региона в целом.

Примерное содержание олимпийского образования на уроках истории
Интеграция материала по олимпийскому образованию не предполагает изменения структуры программы по истории, а конкретизируют включение олимпийских знаний в содержание предмета.

Теоретический и практический материал надо поддирать с учетом возрастных особенностей учащихся. Реализация задач Олимпизма по введению в программу «История» осуществляется через различные виды познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащихся в ходе самостоятельной, групповой и исследовательской работы. Приведенный материал может быть использован полностью либо частично в зависимости от выбора педагога.

  • Акцентирование внимания учащихся на важности такого события как Олимпийские игры для древних греков и отсчет греческой истории от первой Олимпиады.

  • При изучении материала о Марафонской битве учитель проводит параллели с современными видами спорта.

  • Сравнение Олимпийских игр в древности и современных Олимпиад.

  • В задания групповой работы помимо другой тематики возможно включение вопросы по истории Олимпийских игр.

  • На уроках можно провести параллель между зрелищами в Древней Греции (Олимпийские игры) и зрелищами Древнего Рима (гладиаторские бои).



Примерное содержание олимпийского образования на уроке музыки

Рекомендации по включению олимпийского образования могут быть использованы педагогами, работающими по различным программам, в том числе и разработанным на основе авторских. В уроки музыки возможны включать такие темы, как: музыкальные произведения на спортивную и олимпийскую тематику, музыкальное сопровождение спортивных соревнований, виды спорта, в которых музыка играет важную роль, значение музыки на Олимпийских играх и спортивных праздниках, гимны прошедших Игр, композиторы, посвящающие свое творчество спорту и Олимпийским играм.

Данные темы не нарушают структуру программы по музыке, а лишь являются углублением идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Расширение «междисциплинарного поля» посредством введения контента в рамках олимпийского образования позволяет включить в область предмета «Музыка» не только такие учебные дисциплины, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, но и физическая культура и спорт.

Реализация задач по введению Олимпийского образования в программу «Музыка» осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально-ритмические движения. Отбор учителем музыкальных произведений осуществляется согласно заданной спортивной и олимпийской тематике, с учетом художественной выразительности, образовательной и воспитательной направленности.

Примерное содержание олимпийского образования на уроках обществознания в 6 - 9 классах

Рекомендации по включению спортивной и олимпийской тематики в содержание и разделы программы предмета «Обществознание» для основной школы (6 — 9 классы) в рамках реализации программы олимпийского образования.

«Деятельность. Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве» - Спорт как один из ведущих видов деятельности в современном мире.

  • «Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения» - Олимпийское движение и экология.

  • «Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения» - Спорт и культура.

  • «Отклоняющееся поведение» - Проблема насилия в современном спорте.

  • «Правила и нормы поведения в обществе. — Клятва олимпийцев

  • «Глобализация» - Влияние СМИ на процесс развития олимпийского движения, как глобального процесса современности

  • « Социализация индивида» - Олимпийское движение как слагаемое формирования здорового образа жизни»

  • «Социальные ценности и нормы. Мораль». - Влияние СМИ на процесс развития олимпийского движения, как глобального процесса современности»

  • « Гуманизм» - Олимпийская хартия

  • «Наука, ее значение в жизни современного общества» - Олимпийское движение и наука.


Данные рекомендации не нарушают структуру программы по обществознанию, а лишь являются углублением идеи многообразных взаимодействий спорта и олимпийского движения с явлениями общественной жизни, природой, формированием человека. Расширение «междисциплинарного поля» посредством включения контента в рамках олимпийского образования позволяет включить в область предмета «Обществознания» темы, связанные со спортом и олимпийским движением. Реализация задач по введению контента в программу «Обществознание» осуществляется через различные виды учебной деятельности, главными из которых являются умение анализировать содержание, сравнивать. Отбор материала осуществлялся согласно заданной спортивной и олимпийской тематике, с учетом структуры учебного предмета.

Олимпийское образование для учащихся 8 и 9 классов предлагаются проводить в виде практикума, рассчитанного на учащихся, заинтересованных в изучении и включении в систему олимпийского образования через изучения предмета обществознания. Практикум предполагает разноплановые задания, которые расширяют знания учащихся об истории олимпийского движения, олимпийских ценностях, значении физической культуры и спорта, менеджменте и маркетинге в спорте, предпринимательстве в спорте, социальной значимости физкультуры и спорта в современных условиях развития России, правосудии в сфере спорта, международном спортивном праве, как отрасли международного частного права, волонтерских движениях как одном из видов общественного движения, глобализации мирового сообщества, через олимпийское движение, социализации личности через вовлечение в олимпийское образование.


Составлено на основе методических материалов:

http://www.sochi2014.com/games/education/manuals/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» iconМетодические рекомендации (обобщение опыта образовательных учреждений...
Является реализация учебных программ курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на решение задач формирования антикоррупционного...

Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» iconТематическое планирование по истории Классы
Российской Федерации, и авторской программы курса «Новая история» для 8 классов общеобразовательных учреждений Загладина Н. В. Всеобщая...

Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» iconМетодические рекомендации по изучению отдельных школьных общеобразовательных дисциплин во ІІ
Мон днр №16 от 25. 09. 2014 г. «О структуре 2014-2015 учебного года и учебных планах общеобразовательных учебных учреждений Донецкой...

Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» iconМетодические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных...
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных...

Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» iconРабочая программа по географии для 10-11-х общеобразовательных классов...
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....

Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» iconКлассов в форме егэ в 2012 2013 учебном году
При проведении государственной итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов школа руководствовалась Положением о государственной (итоговой)...

Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» iconМетодические рекомендации по преподаванию учебных предметов в общеобразовательных...
Волгоградской области рекомендуем наиболее часто используемые линии учебников: под ред. Дронова В. П., или под ред. Климановой О....

Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» iconМетодические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского...
...

Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» iconДаниловой Г. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....

Методические рекомендации «О включении олимпийской тематики в содержание учебных предметов 5-9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» iconДаниловой Г. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск