Методическое пособие Авторы: Охрименко Ирина Борисовна, Ситникова Юлия Викторовна






НазваниеМетодическое пособие Авторы: Охрименко Ирина Борисовна, Ситникова Юлия Викторовна
страница1/5
Дата публикации03.03.2017
Размер0.66 Mb.
ТипМетодическое пособие
h.120-bal.ru > Туризм > Методическое пособие
  1   2   3   4   5



СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра педагогики



ПЕДАГОГИКА ЛЕТА
Методическое пособие


Авторы:

Охрименко Ирина Борисовна,

Ситникова Юлия Викторовна.


УДК 379.835

ББК 74.200.8

Д464
Авторы:

Охрименко Ирина Борисовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики Сургутского государственного университета,

Ситникова Юлия Викторовна, заместитель директора по ВВВР

Под редакцией доктора педагогических наук, члена корреспондента МАНПО, профессора кафедры педагогики СурГУ Повзун В.Д.

Рецензенты: Кривенко В.А., к.п.н., -

директор гимназии №4

Сальков А.В., к.п.н. – доцент кафедры

педагогики СурГУ

Пособие содержит все необходимые материалы по организации летнего отдыха детей, нетрадиционные разработки досуга детей в летнем лагере, программу летнего лагеря и многое другое для студентов педагогических специальностей, вожатых, воспитателей, начальников летних лагерей, для тех, кому интересно и необходимо знание организация дополнительного образования детей.


От авторов
Данное пособие охватывает направления практической деятельности по организации и проведению летного оздоровительного отдыха детей в образовательных учреждениях (пришкольных лагерях, лагерях дневного пребывания и т.д.). Рассматриваются конкретные формы проведения различных мероприятий, воспитательных дел, летних мастерских, работа вожатого, ведения различной документации. Представлены сценарии тематических дней, праздников, «огоньков» и др. Мы считаем, что определяющее значение в процессе воспитания гуманизации личности ребенка имеет включение каждого в процесс через интересные для себя формы воспитания, участия в делах, играх и праздниках. Создание летних творческих мастерских – универсальный способ выражения чувств, настроений, личностных отношений и достижения самореализации, одновременно является уникальным методом познания духовного наследия человека, красоты и реальности окружающего мира, позволяющие не ломать индивидуальную природу ребенка, а использовать его особенности на благо развития. Активизация творчества и самовыражения, воспитание высших ценностей составляет общее формирование структуры личности школьника, определяет осознанные формы его поведения, и творчество…Книга не претендует на особые открытия или уникальность. Эта книга адресована, прежде всего, вожатым-новичкам, студентам и методистам. Она актуальна для тех людей, которым необходимо знание организация летнего отдыха детей, где они найдут для себя ответы на многие актуальные вопросы. То есть эта книга об организации в лагере яркой, насыщенной и разнообразной детской деятельности.

Содержание
Введение…………………………………………………………………….5

1 Что взять с собой в лагерь.........................................................................6

1.1.Памятка для родителей, отправляющих детей в летний лагерь……………………………………….………………………………..7

2 Нормативно-правовая база ……………………………………………..13

3 Вожатый, какой он? ……………………………………………………..14

3.1.Дневник вожатого……………………….……………………………..19

4 Учет возрастных особенностей детей при организации летнего отдыха………………………………………….…………………………...33

4.1Возраст детей 6-9 лет…………………………………………………..34

4.2 Возраст детей 9-12 лет……………………………...…………………35

4.3 Возраст детей 12-14 лет.…………………………………..…………..37

5 Наиболее оптимальные методы и формы воспитания детей в летний

период…………………………………..…………….…………………….39

5.1.КТД (коллективное творческое дело). ……………………………….46

5.2. Тематический день……………………………………...…………….50

5.3.Игры………………………………...…………………………………..57

6 Летние мастерские, какие они?................................................................58

Список литературы……………………………………………………..….61

Приложения……………………………………………………………..….63


  • Программа лагеря дневного пребывания «Мироград»;

  • Программа курса по летнему отдыху для студентов;

  • Девизы, речевки, песни;

  • Тезаурус (словарик форм работы);

  • Легенды, притчи и т.д.;

  • Анкета для родителей;

  • Анкета для детей;

Введение

Приближаются летние каникулы, и появляется проблема организации свободного времени учащихся, которая волнует не только педагогов, но и родителей. Понимая важность решения этой проблемы, мы пытаемся решить такие вопросы: как разумно организовать свободное время ребят? Как наполнить его содержательной деятельностью, не заорганизовывая ее и не лишая ребенка возможности выбрать себе занятие по душе (интересу)? Как научить детей разумно и интересно отдыхать?

Летние каникулы для школьников - это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лето - важная пора в жизни любого школьника. Освободившись от учебной нагрузки, ребенок получает большое количество свободного времени. Он может заняться своими любимыми делами (играми, спортом, прогулками), отдохнуть, получить яркие впечатления, найти новых друзей, приобрести новые знания, продолжить познавать мир. Сегодня многие родители не имеют возможности организовать отдых своих детей в загородных лагерях и досуговых центрах, где ребенок, сменив привычную обстановку, получает новые впечатления и широкие возможности для самореализации. Поэтому все более популярной, социально востребованной формой организации летнего отдыха детей становятся лагеря дневного пребывания, призванные организовать отдых детей, оставшихся в городе, сделать этот отдых содержательным, интересным и полезным.

Летняя практика работы с детьми убеждает нас, что каждый день лагерной смены может стать в умелых руках педагога прекрасной площадкой для самораскрытия, самоутверждения, самореализации ребенка. Сколько различных умений, навыков, знаний о себе и о других могут приобрести за это время ребята? Как много узнать нового, понять цену дружбы и товарищества, ощутить радость труда на общую пользу, научиться жить в коллективе? Как организовать жизнь в лагере, чтобы она помогла каждому ребенку и педагогу в их развитии, и при этом учесть особенности летнего каникулярного времени, специфические природные условия, интенсивность жизнедеятельности, временный характер объединений и т. д.? На эти вопросы необходимо искать ответы, проектируя и организуя лагерные смены.

Мы предлагаем программу лагеря дневного пребывания «Мироград». заинтересовавшимися педагогами. Наш опыт не бесспорен, но может быть использован воспитателями вожатыми и мы предлагаем принять участие в дискуссии.
1. Что взять с собой в лагерь

Лагерь взрослые устроили для детей. А зачем? Затем, чтобы детям было весело и интересно, а у родителей была уверенность в том, что их дети набираются сил и здоровья под неусыпным оком воспитателей, врачей и поваров, а уж они-то постараются... А чтобы все это состоялось, не забудь прихватить из дома:
- себя - свое хорошее настроение;
- задор и веселость;
- наблюдательность и интерес ко всему происходящему вокруг;
- свои знания и умения, любимую книжку и игрушку, тетрадь и ручку (а вдруг, что интересное захочется записать - песню, стихи, письмо маме или другу?);
- краски, кисточку, альбом, мелки, а вдруг захочется порисовать?;
- гитару (знание нескольких аккордов гарантирует тебе всеобщее обожание);
- фонарик, обязательно пригодится;

- воздушные шарики, старые открытки, журналы и т.д. И еще много, много всякой всячины, например:
- одежда и обувь на все случаи жизни;
- принадлежности для умывания, бани и купания, но... не бери ничего лишнего, чтобы вещи не стали помехой и обузой. Лучше всего оставить дома:
- капризы - дурные привычки;
- плохое настроение, скорее всего тебе это все не понадобиться, потому что в лагере тебя ждут верные друзья и интересные дела.

Счастливой тебе смены и хорошей погоды! Итак, поехали…!!!



Воспитание в чистом виде не существует, воспитание есть организация деятельности.

.Т. Шацкий

1.1.Памятка для родителей, отправляющих детей в летний лагерь.
На основании многолетнего опыта работы с детьми в лагере администрация лагеря выработала правила поведения, правила внутреннего распорядка, методику проведения занятий, следование которым обеспечивает безопасность нахождения в лагере, сохранение здоровья и психологического комфорта ребенка. Однако отдельные положения внутреннего распорядка и связанные с ними требования не принимаются детьми в силу их неочевидности или даже «неправильности» с точки зрения ребенка. Это может стать источником психологического дискомфорта, конфликтов, простудных и других заболеваний.

Как следствие, появилась эта памятка - выдержка из правил поведения ребенка в летнем лагере.

Детский лагерь - место, свободное от вредных привычек. Поэтому пребывание ребенка в летнем детском лагере в приказном порядке токсикомании и наркотиков, даже в том случае, если родители знают о

  • Детям запрещено самовольно покидать территорию лагеря.

  • В лагере работают компетентные, квалифицированные и опытные вожатые, которым ВЫ, родители, доверяете своих детей. Но дети – это дети! Каждый ребёнок индивидуален, и иногда вожатому нелегко найти общий язык с кем-либо из детей, найти подход. Поэтому родители должны, отдавая своего ребёнка в «руки» вожатого, поделиться с ним (вожатым) индивидуальными психологическими, поведенческими, физиологическими особенностями своего чада. (см. приложение )

  • С любыми вопросами, проблемами и затруднениями ребенку следует обращаться в первую очередь к персоналу лагеря (к вожатому, к медработнику, к старшему вожатому или даже к директору), а не звонить домой маме. Все вопросы в лагере решаются на основе доброжелательности и уважения, прав ребенка.

  • Пребывание в лагере требует от детей соблюдения правил личной гигиены, в частности:

  • умываться утром и вечером, мыть ноги после проведения спортивных мероприятий и перед сном;

  • самостоятельно стирать свое нижнее бельё и носки;

  • своевременно посещать туалет перед сном.



Воспитание — это все. Персик был когда-то горький миндаль, а цветная капуста — это обычная капуста, получившая позднее высшее образование. Марк Твен

  • Отдельно следует сказать о необходимости следить за состоянием собственного здоровья и своевременно обращаться к вожатым или медикам за помощью на стадии появления первых признаков любого физического недомогания, не дожидаясь, пока признаки заболевания перерастут в болезнь.

  • Пребывание в лагере предполагает регулярные физические нагрузки, участие ребенка в различных спортивных соревнованиях. Конечно, в случае физического недомогания или медицинских противопоказаний к какому-либо виду физической деятельности ребенка не заставят принудительно заниматься спортом или участвовать в соревнованиях.

Но не выходить на утреннюю зарядку, «потому что мне не хочется» или «скучно», или не участвовать в соревнованиях, «потому что мне не нравится» - не только неправильно, но и недопустимо! Ребенок, занимающий такую позицию, очень быстро может оказаться в психологической изоляции, вне коллектива, и тогда ему начинает не нравиться решительно все - «жаркое солнце», «невкусная еда»,

«строгие и несправедливые вожатые», «плохие сверстники».
Список вещей, которые необходимо взять с собой в лагерь:

комплект спортивной одежды: спортивный костюм (с длинными рукавами и штанами), кроссовки;

  1. свитер и ветровку (на случай плохой погоды и дождя);

  2. панаму или кепку от солнца;

  3. шорты, футболки и лёгкую летнюю обувь (например, сандалии); принадлежности для купания, банное полотенце, резиновые тапочки;

  4. туалетные принадлежности, предметы личной гигиены (индивидуальную зубную щётку, пасту, мыло, полотенце для ног и полотенце для лица), несколько смен белья и носков (в обязательном порядке – хозяйственное мыло);

  5. В случае, если Вы даете ребенку с собой какие-либо лекарства - обязательно предупредите об этом медперсонал и вожатого. Индивидуальные лекарственные препараты будут храниться либо в медпункте, либо у вожатого и применяться по инструкции; \


Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек. Эпиктет


  1. Фотоаппараты, плееры можно брать, их можно будет сдавать на хранение вожатому. Лучше заранее взять запасные пленки и батарейки.

  2. Небольшой запас карманных денег.

  3. Давать детям мобильные телефоны не рекомендуется: есть риск потерять. А главное, возможность постоянного общения с родителями отрицательно сказывается на психологическом состоянии ребенка. Практика показала, что при регулярном общении с родителями в первые дни пребывания в лагере детям существенно труднее адаптироваться к условиям и жизни в новом коллективе.

  4. Настоятельно рекомендуется без крайней необходимости не давать детям с собой дорогостоящих вещей, в связи с имеющимися случаями их потери. Администрация и персонал лагеря не несут ответственности за утерю или порчу ценных вещей, находящихся у детей.

Лагеря бывают разные. Многопрофильные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, лагеря труда и отдыха обучающихся или воспитанников в период каникул, а также комплексные программы смены лагеря и летних площадок различных типов.

Под сменой профильного лагеря понимается форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п.

Под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания.

Под сменой лагеря труда и отдыха понимается форма практического приобретения обучающимися и воспитанниками



Воспитание — это все. Персик был когда-то горький миндаль, а цветная капуста — это обычная капуста, получившая позднее высшее образование.

Марк Твен

трудовых навыков, вовлечение их в общественно-полезную деятельность, сочетающую формирование у обучающихся и воспитанников навыков здорового образа жизни в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием.

Подготовительный период

Залог успеха любого дела- это тщательная его подготовка. А если это касается жизни и здоровья детей, то здесь не может быть мелочей. В процессе подготовки лагеря приходится решать много проблем, и чем больше их решено заранее, тем спокойнее идет работа в самом лагере. В этот период идет "эмоциональная настройка" детей и взрослых на предстоящую смену, работа с кадрами, планирование. На этом этапе, важно определить: какой процент опытных вожатых возвращается к вам на работу, каково будет количественное соотношение их и новичков. Необходимо изучить интересы, потребности вожатых. Полученная информация поможет продуктивно провести подготовку, оптимально произвести расстановку на отряды.

Организационный период

Первые 3-4 дня смены- дни адаптации, для них придумано такое название: «организационный период», или «оргпериод». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход от одного уклада жизни к другому. Главная задача педагога - помочь ребенку в привыкании к лагерю. Вам необходимо дать возможность детям раскрыть себя, показать свои лучшие качества, установить адекватные в среде лагеря взаимоотношения, спланировать деятельность.

Этот период характеризуется:

  • неустойчивым общественным мнением;

  • адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;

  • демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;

  • оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.

Чтобы все это осуществить, вам нужно спланировать первые три дня смены буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке накануне заезда.



Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях…К.Д. Ушинский

Что такое коллективное планирование?

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — творческое организаторское дело, означает участие каждого члена коллектива в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана таких дел.

Коллективное планирование — школа ответственности и заботы, школа самовоспитания и обучения каждого важнейшим организаторским умениям, прежде всего — умению строить личную и общую радостную перспективу — ближнюю, среднюю, дальнюю.

Варианты и приемы коллективного планирования

1. Перспективное планирование, которое может включать в себя:

—    поиск и выбор важнейших дел или серий дел на пользу и радость своему коллективу, окружающим людям, далеким друзьям, в том числе таких дел, подготовка к которым будет продолжаться долгое время (например, зимний лагерный сбор, летний поход-путешествие или гайдаровский рейд), и постоянных дел-поручений, по очереди выполняемых микроколлективами;
—    поиск и выбор героя или героев коллектива, жизнь которых будет изучаться всеми членами коллектива, образ которых будет примером и образцом в повседневной работе и самовоспитании, память которых коллектив будет свято чтить;

—         поиск и установление обычаев, организующих отдельные стороны жизни коллектива, например ритуала ежемесячной смены командиров микроколлективов, открытия и закрытия общего сбора, почета символов коллектива.

Перспективное планирование может происходить после создания коллектива, на первом общем сборе — рождения коллектива (см. памятку «Сбор — рождение коллектива»), на общем сборе-старте в начале нового учебного года, после приезда в лагерь, перед походом, в начале нового года жизни коллектива—после праздника Дня его рождения (см. памятку «Общий сбор»).

Для того, чтобы каждый член коллектива действительно стал активным участником перспективного планирования, можно использовать такие приемы коллективной организаторской деятельности:



Научить ребенка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно. А.С. Макаренко

—   конкурс между первичными (микро-) коллективами на лучшие предложения о жизни нашего коллектива;
—   анкета-копилка типа «Хочу, чтобы было так» или «Думаю — мечтаю — предлагаю»;
—   специальная газета-молния ;
—   закрытый конкурс на лучшие предложения о жизни коллектива, в котором могут принять участие все желающие, ребята и взрослые, лично или с товарищами, причем каждый автор (или группа авторов) подает свои предложения в пакете под девизом вместе с другим запечатанным пакетом, в котором раскрывается авторство (эти вторые пакеты обнародуются только после рассмотрения и оценки всех предложений под девизами).

2. Составление плана общих дел коллектива на очередной срок, например на месяц, на период школьного года (на осень, зиму и т. п.), на неделю (в лагере).

Происходит на общем сборе-старте или на Большом общем сборе (см. памятку «Общий сбор»).

Здесь же определяется, кто будет участвовать в каждом деле (весь коллектив или отдельные первичные (микро-) коллективы — по желанию или сводные объединения добровольцев) и кто будет организатором того или иного дела: или совет коллектива (он может быть избран на этом же сборе на новый срок, например на месяц или на период школьного года), или специальный «совет дела» (штаб, комиссии и т. п.) из представителей всех первичных коллективов, отвечающий за подготовку и проведение данного дела, или командир сводного отряда.

Основной период

В первой половине основного периода деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д. Деятельность детей становится деятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере. Если Вам кто-нибудь когда-нибудь скажет, что лагерь-это прежде всего воспитательное учреждение, не верьте. Не верьте и тому, кто будет Вас убеждать, что главная задача лагеря-оздоровление детей.


Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного.

Р. Тагор

Главное в лагере-обеспечить занятость ребенка. Дети, не занятые ничем, превращаются в бесконтрольных детей и, значит, в любой момент могут свалиться с дерева, испачкать одежду, повредить себе глаз, испортить казенное имущество. Для того, чтобы обеспечить контроль, как раз и необходимо обеспечить занятость. Чем-либо занятый ребенок-это управляемый и контролируемый ребенок. Остается только выяснить, чем можно занять ребенка. В целом же основной период - это время "созидательных" конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.

Заключительный период

Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации цели и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:

  • выявленностью общих интересов;

  • необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;

  • повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.

Календарное окончание лагерной смены не является фактическим в личностно-психологическом плане. Дети, как правило, еще долго рассказывают о лагере друзьям и знакомым, перезваниваются и переписываются с вожатыми и друг с другом. Продолжается эмоциональное "пере-проживание". Это - этап рефлексии и разностороннего анализа. Личное внимание участников смены фокусируется на значимом и самом важном (положительном или отрицательном) из того, что произошло.
2. Нормативно-правовые документы.

Сотрудники лагеря (воспитатели, педагоги-организаторы, начальник лагеря, вожатые) строят свою деятельность с учетом следующих нормативно-правовых документов:

-Закон РФ " Об Образовании"

-Закон РФ от 10.04.2000 г.№51 -ФЗ" Об утверждении Федеральной программы развития образования"

-Конвенция о правах ребёнка

-Распоряжения Правительства Российской Федерации № 335-р «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей»

-Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного



Учатся у тех, кого любят.

И. Гете

округа «О мерах по организации отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодёжи»

-Перечня мероприятий целевой подпрограммы «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков» (приложение 3 к Закону автономного округа )

-Распоряжения Главы города г.Сургута «О мерах по организации ежегодного отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи» № 1012

- и другие федеральные и локальные документы, касающиеся оздоровления и отдыха детей.

3. Вожатый, какой он?

Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знания детской психологии, управления процессом развития личности ребенка и детского коллектива, педагогических основ воспитания. Вожатый должен быть мастером на все руки и при этом непременно оставаться духовным наставником детей, формирующим их мировоззрение и характер, способствующим их личностному росту. Воспитательный процесс сегодня настолько сложен, что в нем может участвовать не каждый, нужна подготовка, нужен опыт, необходимо иметь желание работать с детьми.

В системе высшего профессионального образования лето - это педагогическая практика, важная составная часть учебного процесса. Практика дает возможность будущим учителям проявлять свои способности, умения применять психолого-педагогических знания, приобретенне за время обучения в университете, получать опыт работы с детским коллективом во внеучебное время, в круглосуточном контакте с детьми. В период летней работы с детьми, кроме профессиональных знаний и умений, чрезвычайно важную роль играют личностные качества юных педагогов. Кто и какие они, вожатые детского оздоровительного лагеря сегодня?

Вожатый - профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, которая даже не является профессией педагогической, скорее, всего это некое призвание, состояние.



В воспитании все дело в том, кто воспитатель.

Д.И. Писарев
Более того, вожатый - ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями.

От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия. Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов.

Вожатый - это не надзиратель, вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кто может прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Подходит к концу лето с его отпусками, дачами, речками, пляжами и отдыхом. Дети, которые проводили свое время в летнем лагере, конечно же, многое запомнят. Запомнят они и своих вожатых, заменивших им на время отдыха практически всех.

Так кто такой вожатый? Смеем утверждать исходя из личного опыта работы вожатым, что человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учиться быстро. Вожатый - это мамапапа для всех своих детей в отряде. У этих самых детей всегда какие-то проблемы: то они что-то теряют, то с кем-то дерутся, ссорятся, то хотят домой, влюбляются и так далее и тому подобное. А раз ты вожатый, ты должен успокоить ребенка, разобраться в его проблемах. И неважно, в какое время суток это происходит. Детей нужно укладывать в кровать после отбоя и следить, чтобы твой ребенок случайно не перекочевал в другой отряд. Поднимать с уговорами утром на зарядку, чего они сильно не любят. Зато дети очень любят измазывать соседей зубной пастой. И пострадавшие утром, естественно, идут жаловаться вожатому - недосмотрел… Вожатый - бухгалтер. Потому что ему доверено следить за деньгами детей, распределить их так, чтобы ребенку хватило на всю смену. Да и еще за ценными вещами уследить, чтобы не пропали. Вожатый - это режиссер-постановщик. Участие в мероприятиях твоего отряда и достойное выступление - 80% работа вожатого. Дети - они хитрые, и вовсе не всегда удается уговорить кого-то из них выступать. Хорошо, если есть талантливые и активные дети. Но и в этом случае ребенку нужно придумать и поставить танец, смоделировать костюм и сообразить, какая у него будет прическа.

Тут в дело включается вся фантазия (даже если ты о ней и не подозревал). Вожатый - это скорее не профессия, а состояние души! Вожатыми становятся не по нужде, а скорее по убеждению, из-за любви к детям. Вожатыми становятся те, кто не хочет уходить из детства. В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять.

Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?
Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами.

И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права на срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. (см. рис.1)




МОДЕЛЬ ВОЖАТОГО
Бодрый и жизнерадостный

Терпеливый и сдержанный.

Искренний и честный.

Справедливый.

Требовательный.

Внимательный и тактичный.

Доброжелательный.

режиссер

бухгалтер

человек

мастер

мамапапа

не надзиратель


Вожатый - это скорее не профессия, а состояние души!

рис.1


Воспитание детей рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим.

Демокрит

3.1. Дневник вожатого.
Первая страница

ВИЗИТКА

Поздравляем! Вы стали вожатым. Мы надеемся, что советы, содержащиеся в этом дневнике, помогут вам стать самым классным вожатым, другом, советчиком и защитником для детей вашего отряда. Дневник может быть для вас лишь методическим пособием, а форму реального дневника вы выберете самостоятельно. Мы постарались собрать в дневник материал, самый необходимый для ежедневной работы с детьми в летнем лагере.

Личные данные вожатого

Фамилия________________________________________________

Имя____________________________________________________

Отчество________________________________________________

Домашний адрес, телефон________________________________________
Хобби__________________________________________________

Любимый писатель, поэт, любимые книги________________________________________________________

________________________________________________________

Любимая музыка_______________________________________________________

Любимые афоризмы (не более 3-х)__________________________

Жизненный девиз_________________________________________

Заветное желание_________________________________________


Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте родители и педагоги.

А.С. Макаренко

Вторая страница

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОЖАТОГО ЛЕТНОГО ЛАГЕРЯ

  1. Общие положения.

    1. Вожатый летнего лагеря назначается на должность и снимается с должности приказом начальника лагеря, на основе срочного трудового соглашения.

    2. На должность вожатого назначаются лица, имеющие образование не ниже полного среднего прошедшие специальную подготовку.

    3. Вожатый подчиняется непосредственно старшему воспитателю лагеря. Вожатый координирует свою работу с воспитателем по физической культуре, руководителями творческих объединений и педагогом организатором.

    4. График работы вожатого носит круглосуточный характер.

    5. Вожатому предоставляется два выходных за смену и один выходной день после отъезда детей из лагеря (в пересменок). График выходных дней утверждается старшим воспитателем.

    6. На время выходного дня обязанности вожатого исполняет подменный вожатый, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное выполнение взятых на себя обязанностей.

  2. Должностные обязанности.



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие Авторы: Охрименко Ирина Борисовна, Ситникова Юлия Викторовна iconРассказова Лариса Викторовна (Объединение государственных литературно-мемориальных...
Баканова Ирина Викторовна (рггу, Факультет истории искусства / Музейный центр)

Методическое пособие Авторы: Охрименко Ирина Борисовна, Ситникова Юлия Викторовна iconБиографический текст память идентичности
Адоньева Светлана Борисовна (д филол н., СпбГУ). Ирина Федосова: культура и биография

Методическое пособие Авторы: Охрименко Ирина Борисовна, Ситникова Юлия Викторовна iconУчебно-методическое пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Краснянский...
Авторы составители: Краснянский М. Н., Кузьмина Н. В., Лагутин А. В., Орлова Л. П., Пунина Т. Г

Методическое пособие Авторы: Охрименко Ирина Борисовна, Ситникова Юлия Викторовна iconРусское еврейство в Зарубежье
Александр Кучерский, Ирина Обухова-Зелиньская, Федор Поляков, Юлия Систер, Леонид Столович, Михаил Талалай

Методическое пособие Авторы: Охрименко Ирина Борисовна, Ситникова Юлия Викторовна iconСмородина Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания гуманитарные науки
Гбоу сош №1288 с углублённым изучением иностранных языков имени Героя Советского Союза Надежды Викторовны Троян

Методическое пособие Авторы: Охрименко Ирина Борисовна, Ситникова Юлия Викторовна iconА. А. Полушин Учебно-методическое пособие по дисциплине
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, бакалавров, специалистов и магистров по направлениям 080100 «Экономика»...

Методическое пособие Авторы: Охрименко Ирина Борисовна, Ситникова Юлия Викторовна iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза
Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо...

Методическое пособие Авторы: Охрименко Ирина Борисовна, Ситникова Юлия Викторовна iconМетодическое пособие для учителя Авторы: Земляницин Владимир Александрович
России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе – не представляется возможным...

Методическое пособие Авторы: Охрименко Ирина Борисовна, Ситникова Юлия Викторовна iconМетодическое пособие Волгоград 2011 ббк 85. 315 В11
В мире музыкальных инструментов : методическое пособие / Волгогр. Оунб им. М. Горького, Отдел аудиовизуальных материалов и литературы...

Методическое пособие Авторы: Охрименко Ирина Борисовна, Ситникова Юлия Викторовна iconУчебно-методическое пособие Сураж 2009 Рекомендовано к печати научно-методическим...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск