В. Л. Некрасов Н. К. Байбаков: личностный фактор в годы руководства Н. С. Хрущева (1955-1958 гг.)






Скачать 140.02 Kb.
НазваниеВ. Л. Некрасов Н. К. Байбаков: личностный фактор в годы руководства Н. С. Хрущева (1955-1958 гг.)
Дата публикации20.02.2017
Размер140.02 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Водные виды спорта > Документы
В.Л. Некрасов

Н.К. Байбаков: личностный фактор в годы руководства Н.С. Хрущева (1955-1958 гг.)
Победа Н.С. Хрущева в борьбе за политический «Олимп» в 1953-1957 гг., достижения и провалы, в инициированных им реформах, в конечном итоге его отставка в 1964 г. неразрывно связаны с проводимой им политикой по расстановке своих выдвиженцев на ключевых постах в государственном и партийном руководстве СССР. В историографии отмечается, что характерной чертой «хрущевского периода» являлось преобладание в политическом руководстве выдвиженцев главы государства, замещение ими всех наиболее важных постов в системе высшего руководства при возможном пребывании в составе высших органов власти, в том числе на ключевых должностях, немногочисленных выдвинутых предыдущим главой государства руководителей, безоговорочно признавших лидерство действующего главы1. В этой связи безусловный исследовательский интерес представляет процесс выдвижения той или иной личности на определенный государственный или партийный пост, включая причины выдвижения, карьерную траекторию, взаимоотношения с главой государства.

На протяжении борьбы за единоличную власть Н.С. Хрущев активно укомплектовывал своими ставленниками Президиум ЦК КПСС, Президиум Совета Министров СССР, партийные и государственные органы власти. В историографии основное внимание уделяется высшему руководству СССР, членам Президиума ЦК – А.Б. Аристову, Н.И. Беляеву, Л.И. Брежневу, А.И. Кириченко, Ф.Р. Козлову, А.Н. Косыгину, Е.А. Фурцевой, Д.Т. Шепилову и др., которые своему карьерному выдвижению, а некоторые, и отставке или опале были обязаны Н.С. Хрущеву2. В тени историографии «кремлевских столпов» осталось ряд государственных деятелей, чье выдвижение, карьерный рост, а в некоторых случаях и падение, также связана с борьбой Н.С. Хрущева за политическую власть, реформы и политикой по расстановке своих выдвиженцев на ключевых постах в высшем руководстве СССР. В первую очередь следует назвать Председателей Госплана СССР в 1955-1962 гг. – Н.К. Байбакова, И.И. Кузьмина, В.Н. Новикова. Без оценки их взглядов, позиций по ключевым вопросам социально-экономического развития страны, взаимоотношений с главой государства сложно социально-экономическую политику, политику реформ, кадровую политику во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. Особое место среди них занимает Н.К. Байбаков – первый ставленник Н.С. Хрущева на данном государственном посту, проработавший в данной должности в период борьбы Н.С. Хрущева за единоличную власть (1955-1957 гг.). Среди всех шести председателей Госплана СССР (1955-1964 гг.) именно у Н.К. Байбакова сложились наиболее сложные и неоднозначные отношения с Н.С. Хрущевым.

Н.К. Байбаков оставил богатое и многообразное мемуарное наследие3. Мемуары Н.К. Байбакова достаточно высоко оцениваются отечественными источниковедами как исторический источник4. Здесь необходимо отметить, что, кроме Н.К. Байбакова, из шести председателей Госплана СССР и двух председателей Госэкономкомисии СССР «хрущевского периода» только В.Н. Новиков оставил обстоятельные воспоминания о социально-экономической политике «великого десятилетия»5.

Н.К. Байбаков был назначен на должность Председателя Госплана СССР в мае 1955 г. На вопрос, почему именно Н.К. Байбаков был назначен на эту должность, не дает ответа ни сам Н.К. Байбаков, для которого это назначение было неожиданным6, ни его биограф7. На момент назначения Н.К. Байбакову исполнилось 44 года, и он был одним из самых молодых союзных министров, хотя уже обладал десятилетним опытом руководства нефтяной промышленностью (1944-1955 гг.). С.Н. Хрущев в книге «Реформатор» дает объяснение данному назначению. По замыслу Н.С. Хрущева Госпланом СССР «должен руководить человек неординарный, не зашоренный, не погрязший в рутине. От того, как новый начальник нового Госплана поставит дело, зависело будущее страны. Выбор пал на сорокачетырехлетнего Байбакова, человека, не отягощенного госплановским «опытом» бесконечного балансирования и показавшего себя во время войны способным к нетривиальным поступкам». По словам С.Н. Хрущева, Н.С. Хрущев познакомился с Н.К. Байбаковым после войны в Западной Украине, «после смерти Сталина он узнал Байбакова поближе и теперь принял решение: чтобы без натяжек сверстать следующую пятилетку на 1956-1960 гг. нужен именно такой человек»8.

Назначение Н.К. Байбакова произошло в нестабильное как в политическом, так и в экономическом плане время. 1955 – первая половина 1957 гг. – это период в политической истории постсталинского времени, обозначенный в историографии, как «период борьбы Хрущева за единоличную власть (февраль 1955 - июнь 1957 г.)»9.

В январе 1955 г. Г.М. Маленков был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР и назначен министром электростанций СССР и заместителем председателя Совета Министров СССР10. Председателем Совета Министров СССР становится Н.А. Булганин, с которым у Н.С. Хрущева существовали достаточно доверительные отношения. Это открыло возможность для Н.С. Хрущева провести своего ставленника на политически нейтральный, но, важный, для управления народным хозяйством и реализации экономических реформ государственный орган власти.

Как известно, в 1955 г. Госплан СССР был разделен на два органа: Государственную плановую комиссию Совета Министров СССР по перспективному планированию народного хозяйства СССР (Госплан СССР) и Государственную экономическую комиссию Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства (Госэкономкомиссию СССР)11. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 июня 1955 г. к ведению Госплана СССР относились и разработка пятилетних и более длительных (до 10-15 лет) планов развития народного хозяйства и проверка их исполнения12. Вся работа по текущему планированию отошла к Госэкономкомиссии.

Данное решение было обусловлено возникшими трудностями при разработке шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1956-1960 гг.) и наличие серьезных диспропорций в развитии отдельных отраслей, что заставило высшее политическое руководство обратить внимание на коренное улучшение перспективного планирования.

М.В. Славкина подчеркивает, что назначение Н.К. Байбакова на должность Председателя Госплана СССР - «по номенклатуре тех лет это был резкий должностной взлет: из министерских пешек – в дамки»13. Но стоит сказать, что Н.С. Хрущев, видимо, рассматривал Н.К. Байбакова не как крупную самостоятельную величину, а как технического председателя Госплана СССР – разработчика проекта плана шестой пятилетки и исполнителя своих идей по модернизации и реформированию экономики. На это указывает, принципиально разный статус Н.К. Байбакова и М.З. Сабурова. Несмотря на формально равные должности, М.З. Сабуров занимал более высокое положение в руководстве страны, т.к., кроме должности Председателя Госэкономкомиссии, занимал должность первого заместителя Председателя Совета Министров СССР, был полноправным членом Президиума ЦК, Президиума Совета Министров СССР и Комиссии Президиума Совета Министров СССР по текущим делам. Во время отсутствия Председателя Совета Министров СССР председательствовал в Президиуме Совета Министров СССР и Комиссии Президиума Совета Министров СССР по текущим делам14.

М.Г. Первухин, сменивший в декабре 1956 г. М.З. Сабурова, также занимал более высокое положение в системе государственной власти, т.к. был заместителем Председателя Совета Министров СССР, членом Президиума ЦК, чего нельзя было сказать о Н.К. Байбакове, который был «рядовым» членом ЦК КПСС.

Перед Н.К. Байбаковым была поставлена сложная задача – разработать проект шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1956-1960 гг.). Фактически на разработку отводилось полгода, к ХХ съезду КПСС директивы должны были быть подготовлены. При этом, подготовка ХХ съезда КПСС происходила в условиях борьбы в высшем политическом руководстве15. Проект директив шестого пятилетнего плана был подготовлен к ноябрю 1955 г. и обсуждался на заседании Президиума ЦК 16 ноября 1955 г.16 При обсуждении директив Н.С. Хрущев выразил «сомнение, что нужно принимать такую пятилетку», подготовленную Госпланом СССР. Н.С. Хрущев предложил «смелее переделать», перегруппировать капиталовложения в пользу группы «Б», предусмотрев увеличение производства товаров народного потребления. По итогам заседания было принято постановления Президиума ЦК «О директивах по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 годы», в котором Госплану СССР поручалось доработать проект директив в трехнедельный срок17. В 1955-1956 гг. Госплан и Госэкономкомиссия не однократно подвергались критике со стороны Н.С. Хрущева18. ХХ съезд КПСС принял директивы шестого пятилетнего плана на 1956-1960 гг.19 Однако в ноябре-декабре 1956 г. вопрос о поправках и уточнении контрольных цифр шестого пятилетнего плана рассматривался на заседаниях Президиума ЦК20. На заседании Президиума ЦК 13 декабря 1956 г. было отмечено, что «Цифры оказались несостоятельными. Это все отвлеченные цифры. Провал планирования. Неправильное планирование». Как известно, в итоге Н.С. Хрущев отказался от реализации шестого пятилетнего плана. Обвинял ли Н.С. Хрущев Н.К. Байбакова в провале шестого пятилетнего плана? Скорее, да. С.Н. Хрущев объясняет причину отставки в мае 1957 г. Н.К. Байбакова с должности Председателя Госплана СССР, т.к. Н.С. Хрущев решил «расстаться» с ним, потому что, «за прошедшие полгода дела с пятилеткой не поправились, а только еще более запутались»21. Хотя в последующем основная критика за провалы в планировании шестой пятилетки обрушилась на М.Г. Первухина и М.З. Сабурова, хотя политически ангажированные, но не лишенные объективности, обвинения как участников «антипартийной группы»22.

Тем не менее, в течение 1955-1956 гг. отношения между Н.К. Байбаковым и Н.С. Хрущевым складывались доверительные отношения. В августе 1955 г. Н.С. Хрущев поручил Н.К. Байбакову в месячный срок разработать программу реконструкции железнодорожного транспорта. Специфика этого задания заключалась, в том, что это необходимо было сделать втайне от Л.М. Кагановича, традиционно, еще с 1930-х гг., курировавшего транспорт. Этот случай Н.К. Байбаков описывает почти во всех своих воспоминаниях, на них же опирается С.Н. Хрущев23.

В октябре 1955 г. Н.С. Хрущев направил в Президиум ЦК записку, в которой обосновывал необходимость электрификации железных дорог24. В январе 1956 г. этот вопрос обсуждался на заседании Президиума ЦК25. Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Л.М. Каганович выступил категорически против проекта замены паровозов тепловозами и электровозами. По воспоминаниям Н.К. Байбакова, представлявшего проект, Л.М. Каганович свою позицию мотивировал тем, что «в условиях возможной войны противник уничтожит электростанции и нефтяные промыслы, и мы останемся без электроэнергии для электровозов и горючего для тепловозов. Это парализует работу железнодорожного транспорта. Аргументы Н.К. Байбакова, что «развитые страны уже перешли на эти виды транспорта как наиболее эффективные», и, что «в равной степени и шахты могут быть разрушены» не убедили «железного наркома»26. В результате Генеральный план электрификации железных дорог был принят Президиумом ЦК в обход Л.М. Кагановича, при активной поддержке Н.С. Хрущева. Так как проект об электрификации железных дорог готовился в условиях секретности от Л.М. Кагановича, это позволяет провести определенную параллель с подготовкой доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезд КПСС27.

Камнем преткновения между Н.К. Байбаковым и Н.С. Хрущевым стало обсуждение реформы управления промышленностью и строительством. Как известно, обсуждение этой реформы было крайне непростым, более того, дискуссия вокруг реформы управления промышленностью и строительством выступила катализатором противостояния в высшем политическом руководстве28.

В январе-марте 1957 г. прошло ряд заседаний комиссии, созданной специально для разработки мероприятий по реорганизации управления промышленностью и строительством. На заседании 28 января 1957 г. министр среднего машиностроения М.Г. Первухин высказал мнение, что вопрос о реорганизации отраслей промышленности нельзя считать однозначным, так как в структуре народного хозяйства существуют отрасли, «которые не могут быть разъединены» - электроэнергетика, железнодорожный транспорт, военная промышленность29. На заседании комиссии 4 февраля 1957 г. министр химической промышленности С.М. Тихомиров, высказал мысль, что «Как быть с монтажными организациями (они блуждающие)?», а также, что сырьевые отрасли промышленности нельзя полностью децентрализовывать30.

Председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков выступал против ликвидации министерств. На вопрос Н.С. Хрущева, «Как вы, председатель Госплана смотрите на создание совнархозов и ликвидацию министерств?», Н.К. Байбаков ответил, что «к этой идеи отношусь отрицательно»31. На февральском 1957 г. Пленуме КПСС Н.К. Байбаков поддержал позицию министра строительства электростанций Ф.Г. Логинова, что необходимо учитывать «свои специфические особенности» нефтегазовой промышленности, электроэнергетики, энергетического строительства32.

Председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков считал, что «В первую очередь ликвидировать машиностроительные министерства и строительные министерства; во вторую очередь – сырьевые министерства»33, а также необходимо проверить целесообразность совнархозов, передав им в управление местную промышленность, легкую и пищевую промышленность34. Но Н.С. Хрущев оставил доводы председателя Госплана СССР без внимания и энтузиазма35. Н.С. Хрущев, и поддерживающие его члены Президиума ЦК КПСС, например, А.И. Кириченко считали, что, либо необходимо полностью децентрализовать управление промышленностью и строительством, либо вообще «не следует создавать совнархозы»36.

22 марта 1957 г. на заседании Президиума ЦК Н.К. Байбаков выступил с предложением создать Высший совет народного хозяйства по тяжелой промышленности, Л.М. Каганович, Г.М. Маленков, В.М. Молотов, М.Г. Первухин, М.З. Сабуров предлагали создать комитеты при Совете Министров СССР для руководства отраслями топливно-энергетического комплекса и машиностроения. Однако их предложение не было поддержано членами Президиума ЦК, в частности Л.И. Брежневым, Н.А. Булганиным, А.И. Микояном, Н.С. Хрущевым, Д.Т. Шепилов37. В итоге обсуждение этого вопроса приняло характер открытого противостояния в Президиуме ЦК между Н.С. Хрущевым и В.М. Молотовым38, и постепенно прогрессирующего конфликта между Н.С. Хрущевым и Н.К. Байбаковым. Первое было преодолено в результате июньского 1957 г. Пленума ЦК, исключившего «антипартийную группу» из высшего политического руководства. Следствием конфликта между Н.С. Хрущевым и Н.К. Байбаковым стало смещение последнего с должности Председателя Госплана СССР на должность Председателя Госплана РСФСР. «Мягко говоря, скептическое отношение» Н.К. Байбакова стало второй, и более важной причиной его смещения с должности Председателя Госплана СССР. Причины побудившие Н.К. Байбакова выступить с критикой совнархозов заключались не только, что ликвидация министерств приведет к потери управляемости экономикой, но носили по всей видимости личный, ведомственный характер. Реформа означала ликвидацию той системы, которую Н.К. Байбаков создавал в течение одиннадцати лет, будучи министром нефтяной промышленности, в том числе созданные им или при его непосредственном участии в 1955-1956 гг. Министерство строительства предприятий нефтяной промышленности СССР и Главгаз СССР, и которые хорошо себя зарекомендовали39. Конфликт между Н.С. Хрущевым и Н.К. Байбаковым в данном случае носил уже не профессиональный, а идеологический, ценностный характер, что следует из одного пассажа обращенного Н.С. Хрущева к Н.К. Байбакову, «Вы ведомственник и привыкли руководить через министерства, не считаясь с мнением республик, областей. А там виднее…»40. Как в 1955 г., так и в 1957 г. Н.С. Хрущеву был необходим на посту Председателя Госплана СССР единомышленник, а не самостоятельный оппонент41. В данном случае, Н.С. Хрущев сделал выбор в пользу преданности. Председателем Госплана СССР был назначен И.И. Кузьмин, заведующий отделом машиностроения ЦК КПСС. По словам, С.Н. Хрущева, «он с самого начала горячо и искренне поддержал идею совнархозов, весь год помогал отцу в составлении тезисов и докладов»42.

Перемещение Н.К. Байбакова на должность Председателя Госплана РСФСР подтверждает, что Н.С. Хрущев еще не потерял к нему доверия, учитывая, что из 104 совнархозов 74 располагались на территории РСФСР.

Однако уже в феврале 1958 г. между Н.К. Байбаковым и Н.С. Хрущевым вновь возник конфликт из-за новой структуры народного хозяйства. Фактически с февраля 1958 г. Н.К. Байбаков был отстранен от руководства Госпланом РСФСР43, а вскоре смещен и назначен председателем Краснодарского совнархоза44. Назначение Н.К. Байбакова на должность председателя совнархоза в практике тех лет фактически означала политическую опалу.

1 Сушков А.В. Президиум ЦК КПСС в 1957-1964 гг.: личности и власть. Екатеринбург, 2009. С. 13.

2 Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. Новосибирск, 2000; Сушков А.В. Президиум ЦК КПСС в 1957-1964 гг.: личности и власть. Екатеринбург, 2009.

3 Байбаков Н.К. Дело жизни: записки нефтяники. М., 1984; Куманев Г. Говорят сталинские наркомы. Смоленск, 2005; Байбаков Н.К. Сорок лет в правительстве. М., 1993; Байбаков Н.К. От Сталина до Ельцина. М., 1998.

4 Кабанов В.В. Между правдой и ложью. Отечественные мемуары ХХ века. М., 2004. С. 109; Стафеев О.Н. Мемуары как источник по истории нефтегазового комплекса Западной Сибири: Автореф. дисс. к.и.н. Томск, 2007. С. 7-10.

5 Новиков В.Н. В годы руководства Н.С. Хрущева // Вопросы истории. 1989. № 1-2; Он же. Как товарищи, единомышленники // Премьер известный и неизвестный: Воспоминания о А.Н. Косыгине. М., 1997.

6 Байбаков Н.К. От Сталина до Ельцина. С. 109.

7 Славкина М.В. Байбаков. М., 2010.

8 Хрущев С.Н. Никита Хрущев: Реформатор. М., 2010. С. 214, 215.

9 Зубкова Е.Ю. Маленков и Хрущев: Личный фактор в политике послесталинского руководства // Отечественная история. 1995. № 4. С. 103.

10 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Т. 2. М., 2006. С. 43.

11 Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. № 8.

12 Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Т. 4. М., 1958. С. 421-424.

13 Славкина М.В. Байбаков. С. 88.

14 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Т. 2. С. 103-104.

15 Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. С. 150; Фурсенко А.А. Н.С. Хрущев: путь к власти // Россия и международные кризисы: середина ХХ века. М., 2006. С. 56.

16 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. М., 2003. Т. 1. С. 61-62.

17 Там же. Т. 2. С. 107.

18 Там же. Т. 1. С. 76, 155, 160, 211.

19 ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза, 14-25 февраля 1956 г.: Стеногр. отчет. Т. 2. М., 1956. С. 435.

20 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Т. 1. С. 211, 214, 215.

21 Хрущев С.Н. Никита Хрущев. С. 398.

22  Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза, 27 января – 5 февраля 1959 г.: Стеногр. отчет. Т. 2. М., 1959. С. 204; Речь Н.С. Хрущева на товарищеском ужине в Евксинограде (Варна) 16 мая 1962 г. // Источник. 2003. № 6.

23 Байбаков Н.К. Сорок лет в правительстве. С. 69-70; Байбаков Н.К. От Сталина до Ельцина. С. 131-134; Хрущев С.Н. Никита Хрущев. С. 227-229.

24 Никита Сергеевич Хрущев. Два цвета времени. Документы. Кн. 2. М., 2009. С. 275-277.

25 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Т. 1. С. 84-85; Там же. Т. 2. С. 174-178.

26 Байбаков Н.К. Сорок лет в правительстве. С. 70, 71.

27 См.: Выступление Р.А. Медведева // Н.С. Хрущев (1894-1971). Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.С. Хрущева. М., 1994. С. 32.

28 Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны, 1945-1985. М., 2007. С. 350.

29 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Т. 1. С. 221.

30 Там же. С. 226.

31 Байбаков Н.К. Сорок лет в правительстве. С. 73.

32 РГАНИ. Ф. 2 Оп. 1 Д. 214 Л. 91-99, 134-137.

33 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Т. 1. С. 227.

34 Байбаков Н.К. Сорок лет в правительстве. С. 73.

35 Куманев Г.А. Говорят сталинские наркомы. Смоленск, 2005. С. 611.

36 РГАНИ. Ф. 2 Оп. 1 Д. 214 Л. 47-48.

37 Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Т. 1. С. 236-239.

38 Никита Сергеевич Хрущев. Два цвета времени. Документы. Кн. 2. С. 579-582.

39 Правда. 1957. 24 апреля. № 114. С. 3-4.

40 Байбаков Н.К. Сорок лет в правительстве. С. 74.

41 Хрущев С.Н. Никита Хрущев. С. 398.

42 Там же.

43 Новиков В.Н. В годы руководства Н.С. Хрущева // Вопросы истории. 1989. № 1. С. 114.

44 Байбаков Н.К. Сорок лет в правительстве. С. 79-80.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Л. Некрасов Н. К. Байбаков: личностный фактор в годы руководства Н. С. Хрущева (1955-1958 гг.) iconВ. Л. Некрасов, О. Н. Стафеев Госплан СССР и проект Нижне-Обской...
Госплан СССР и проект Нижне-Обской гэс (1958-1963 гг.): лоббирование, коалиции интересов, оппортунизм1

В. Л. Некрасов Н. К. Байбаков: личностный фактор в годы руководства Н. С. Хрущева (1955-1958 гг.) iconПлан урока,фото Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева, домашнее задание
...

В. Л. Некрасов Н. К. Байбаков: личностный фактор в годы руководства Н. С. Хрущева (1955-1958 гг.) iconВольвач Ни " подарка Хрущева "
Ни " подарка Хрущева " не было. В 1954 году по просьбе Кремля Украина взялась спасать разрушенный войной и крайне запущенный Российской...

В. Л. Некрасов Н. К. Байбаков: личностный фактор в годы руководства Н. С. Хрущева (1955-1958 гг.) iconЛиберализация политического режима СССР в 1953 – 1964гг
И. В. Сталина. Июльский (1953г.) пленум ЦК кпсс. Дело Л. П. Берии. Приход к власти Н. С. Хрущева. ХХ съезд кпс. Доклад Н. С. Хрущева...

В. Л. Некрасов Н. К. Байбаков: личностный фактор в годы руководства Н. С. Хрущева (1955-1958 гг.) iconПлан реферата. I. Вступительное слово об эпохе Хрущева. II. Краткая биография
Непростых потому что касается десятилетия, которое поначалу называлось “славным”, а потом осуждено как время “волюнтаризма” и “субъективизма”....

В. Л. Некрасов Н. К. Байбаков: личностный фактор в годы руководства Н. С. Хрущева (1955-1958 гг.) iconА. Некрасов Предприниматель Жизни, или Как богатому попасть
«А. Некрасов Предприниматель Жизни, или Как богатому попасть»: аст, Астрель; Москва; 2010

В. Л. Некрасов Н. К. Байбаков: личностный фактор в годы руководства Н. С. Хрущева (1955-1958 гг.) iconЭлектронная почта вопросы
«враг народа». Генерал Шарль де Голль – один из инициаторов создания антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны, возглавивший...

В. Л. Некрасов Н. К. Байбаков: личностный фактор в годы руководства Н. С. Хрущева (1955-1958 гг.) iconУрок семинар Учащимся за 3 недели были даны вопросы. Изменения политической...
Изменения политической системы общества в связи с приходом к власти Н. С. Хрущева

В. Л. Некрасов Н. К. Байбаков: личностный фактор в годы руководства Н. С. Хрущева (1955-1958 гг.) iconРотиворечия либерально-демократических реформ Александра II
Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для...

В. Л. Некрасов Н. К. Байбаков: личностный фактор в годы руководства Н. С. Хрущева (1955-1958 гг.) iconА. Н. Некрасов По вере вашей да будет вам…






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск