Статья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов в Профессиональном лицее кулинарного мастерства от авторитарной до гуманитарной педагогики» Преподаватель профессионального курса «Основы культуры деловых отношений»






Скачать 131.99 Kb.
НазваниеСтатья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов в Профессиональном лицее кулинарного мастерства от авторитарной до гуманитарной педагогики» Преподаватель профессионального курса «Основы культуры деловых отношений»
Дата публикации19.02.2015
Размер131.99 Kb.
ТипСтатья
h.120-bal.ru > Военное дело > Статья


СПБ ГБОУ НПО «Профессиональный лицей кулинарного мастерства»
Статья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов в Профессиональном лицее кулинарного мастерства от авторитарной до гуманитарной педагогики»
Преподаватель профессионального курса «Основы культуры деловых отношений»

Цыбина Елена Ивановна

Что такое социализация? Прежде всего, подготовка к самостоятельной жизни.Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в ХХ веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается: обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково узкое значение данного термина. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая это не в лабораторных, а в реальных условиях.

Невозможно обучить социальной роли по книжкам или методами деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не “обучение”, а “освоение”.

Употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.
Каждое общество ценит определённые личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. Например, в американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в то время как в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность и мистицизм. Поэтому американцы обычно с уважением относятся к прославленным спортсменам, астронавтам. Индийцы же склонны с почтением относиться к религиозным или политическим деятелям, выступающих против насильственных методов (например, Махатма Ганди).Понятно, что изменения коснулись не только внешнего облика ученика и учителя, менялась идеология страны, философия воспитания, содержание обучения, приемы и методы педагогического труда. Думаю самое время поразмышлять об изменениях, которые время внесло в принципы воспитания, понимание задач социализации будущего специалиста.

Размышления над историей и развитием педагогики показывает, что в человеческом обществе на протяжении веков можно видеть два глобальных направления, типа образования, воспитания: первое - авторитарная школа, школа послушания и второе - гуманитарная школа, школа свободы. Направление, тип воспитания означает общий характер образования, задачи, методы и формы воспитания, отношения учителя и учеников, установки, цели, принципы воспитателей. Наличие этих типов воспитания можно проследить в мировой истории образования и педагогике.

Чем глубже в историю веков, тем более господствует авторитарная система. В новое время, особенно на рубеже 19-20 веков, многие европейские школы и педагоги отдавали предпочтение гуманистической педагогике. Можно сказать, что человечество в образовании идет от жесткой, репрессивной, традиционной школы к гуманному, персоналистическому воспитанию.
      Образовательные системы Древнего Египта, Индии, Китая, Спарты были авторитарны, равно как и средневековые школы Европы. Это же можно сказать и об основной модели воспитания вплоть до нашего времени. Авторитаризм в воспитании проявляется в следующем: беспрекословное подчинение учеников учителю считается законом; учитель, государство определяет, чему и как надо учить, как организовать образ жизни воспитанников; методы воспитания и обучения основаны на принуждении, механическом заучивании, подавлении живых проявлений детей. "Уши мальчика растут на его спине", так египетская пословица иллюстрирует педагогику подавления.
      С другой стороны, беседы Платона с учениками в садах Афинской академии, педагогический принцип его учителя Сократа - убеждение, а не принуждение. Этот гуманистический подход нашел отражение и развитие в элементах систем Коменского, Локка, Песталоцци, Ушинского и других. "Свободное воспитание" открыл для мира Руссо, главный принцип которого состоит в том, что в воспитании надо идти от природы ребенка, не подавлять его естественного развития. Это означало не заставлять читать, писать, изучать науки, а создать условия для того, чтобы ученики сами стали делать все то, что планирует учитель. Искусство воспитания - в пробуждении природных сил ребенка и его самодеятельности. Отсюда и современная трансформация слова «учащийся» и «обучающийся», т.е. сам стремящийся к получению знаний, активно участвующий в образовательном процессе. Более того субъект, а не объект воспитания.

В условиях преобразований в России в настоящее время не сложилась единая концепция воспитания в образовательной системе, создаются разные подходы к воспитанию: официальный подход, православное воспитание, альтернативные системы. Все они более или менее радикально сменяют коммунистическое воспитание.

  Жесткая идеологизированная система воспитания не отражает, однако, богатство опыта и объективных открытий советской психологии и педагогики. Культурно-историческая школа С.Л.Выготского, теория деятельности А.Н.Леонтьева, коллективистское воспитание А.Макаренко, гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского и опыт педагогов-новаторов 60-80 годов являются вкладом в мировую науку и сохраняют свое значение для современного российского образования.

В памяти нашей сохранились средства воспитания, объединявшие молодых людей и граждан разного возраста: участие в первомайских и ноябрьских демонстрациях, ленинские субботники, слеты, фестивали дружбы, военно-патриотическая игра «Зарница», социалистическое соревнования на лучшую комсомольскую группу.

Основные элементы нынешней государственной концепции воспитания видны в Законе РФ « Об образовании» и других источниках. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении. Содержание воспитания описывается как базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения , семейные отношения, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру.
      Методы и формы воспитания меняются это волонтерское движение, *квесты, акции, форумы, объединения по интересам. Авторы концепции, не отвергая в основном традиционные для советской школы принципы воспитания, делают акцент на принципах сотворчества воспитателей и воспитанников, совместно-разделенной деятельности детей и взрослых, свободы и стимулирования деятельности детей, самоорганизации и развития интересов.

      Основное, что характеризует эту концепцию и отличает от модели недавнего прошлого, это: деидеологизация воспитания. Освобождение от политической доктрины, идеологии и политического давления на личность; личностная ориентация воспитания - определение целей, содержания, методов от потребностей учащихся и в их интересах, а не в интересах государства; демократизм и гуманизм системы отношений между учениками и учителями.

Давайте попробуем провести сравнение между недавней практикой работы и сегодняшней.

Вспомните, как много внимания уделялось в прошлом интернационализму: акции поддержки с народами, борющимися за свою независимость, фестивали дружбы народов СССР, изучение культуры и обычаев дружественных народов и национальностей.

Сегодня его заменило понятие толерантность.* Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения. И, конечно, это более широкое понятие. Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».

Мы с Вами актуальность воспитания толерантного поведения поняли, сталкиваясь с демонстрацией своей национальной и религиозной принадлежности , с сомнениями как поступить, как беседовать с учеником демонстрирующем перемену вероисповедования .В нашем учебном заведении мы видим по внешнему облику, сторонников ЭМО-культуры, других молодежных субкультур. Слава богу, мы не встречаемся в нашем ученическом коллективе с крайними проявления интолерантности, но они характеризуют нашу действительность в лице различных предрассудков и страхов: ксенофобии как реакции на встречу с чужим человеком или культурой, этнофобии, кавказофобии и антисемитизма, мигрантофобии, национализму, дискриминации и нетерпимости. Тем самым, в условиях роста социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной, социально-экономической, межпоколенческой и политической нетерпимости.

Мы с Вами стараемся строить работу по воспитанию толерантного мышления, опираясь на профессиональный интерес, на уважение к личности подростка – например, Фестиваль рождественских национальных традиций. Как старались учащиеся показать лучшие стороны своего народа. Объясняли смысл народных традиций, доставали продукты, ингредиенты для национальных блюд

Сегодня мы приступили к разработке программы по воспитанию толерантности. Результатом её мы хотели бы видеть толерантную личность со следующими проявлениями:

Соревновательные методики советского времени носили коллективный характер, как мы отметили, сегодня личностно-ориентированный подход воспитания изменил и формы соревнования - чаще используются личные конкурсы или, что точнее, конкурсы личностей. При подготовке к таким конкурсам ( профессиональным или творческим, лидерским)педагог и и обучающиеся выступают партнёрами, соратниками по творчеству, характерными признаками системы воспитания, получившей название «педагогика сотрудничества». Примерами такого подхода является участие в течение последних 3-х лет учеников и их руководителей в городском конкурсе «Лидер XXI века». Участникам необходимо было, по условиям конкурса, подготовить рассказ-презентацию о работе ученического объединения, которое они возглавляют, газету о лидере, разработать и защитить свой общественно значимый проект. Здесь мы с вами знакомимся с еще одной инновационной методикой воспитательной работы- проектным методом.

Хотелось бы раскрыть работу по воплощению этих задач в нашем образовательном учреждении. Хочу начать с социальных проектов . В 2011 году был разработан инициативной группой педагогов и ученического актива проект «Кухня добрых дел»

Как родилась идея проекта .В интернете мы нашли сообщение о том , как в Германии продается «Доброе время» .Однако идея рынка добрых дел была нами отвергнута, так как слово «рынок» и добрые дела» не сочетаются.

А поскольку мы кулинары, то родилось слово «Кухня». В нашем сознании с ним рождаются позитивные, теплые, созидающие ассоциации. Ведь на кухне нет места злым намерениям и грязи. Здесь царит добро, взаимопонимание, запах уюта, гостеприимства и чистоты. А в нашей кухне мы хотим творить добрые дела и учить быть не равнодушным, открытым. Дать возможность людям поделиться своими проблемами, и попытаться совместными усилиями их решить.

Перед проектом мы ставили следующие задачи

  1. Реализация гражданской позиции в конкретных востребованных делах.

  2. Неформальное взаимодействие старших поколений и молодежи.

  3. Побуждение к совершению поступков.

  4. Возможность самореализации в добрых делах.

  5. Смена пассивности на позитивную активность.

  6. Дать возможность активно сопереживать и сострадать.

Для реализации проекта мы привлекли

Комитет по молодежной политике Калининского района,

-Детский дом инвалидов

-Приют для бездомных животных

-Реабилитационный центр пожилых людей Калининского района

В ходе проекта были проведены акции

  • «Мойдодыр леса»

  • «Сохраняя память»

  • «Забота о ветеранах »

Другой проект был разработан в нынешнем учебном году

Социальный проект
«Кубик- рубик профессий- Это интерактивная школа профориентации для младших школьников


Задачи проекта

  • Популяризация профессии и учебного заведения

  • Воспитание этики поведения за столом

  • Привитие сознательного отношения к здоровому питанию

  • Расширение предоставления о национальной кулинарии

  • Привитие уважения к ремесленному труду

  • Развитие творческого потенциала ребёнка. Развитие вкусовых ощущений, чувства гармонии, цвета, формы.

  • Моделирование школьниками сценария своего будущего.

Как мы реализовывали проект? Он родил массу творческих инициатив - это:

  • Посещение мероприятия лицея фестиваля профессий «Город мастеров»

  • Совместная волонтёрская акция «Сладкий подарок ветеранам»

  • Игра по станциям «Вкусное путешествие»

  • Игра» «Дегустатор»

  • Праздник рождества трёх конфессий

  • Творческий диалог :Защита проектов «Чайная церемония»

  • Конкурс кулинарный поединок

  • Классный час «Профессии, без которых нельзя прожить»

  • Знакомство. Игра «Семейная презентация. Любимое блюдо»

  • Игра путешествие по профессиям

  • Конкурс «Логотип проекта»

  • Кулинарное занятие

  • Этикетная игра «Званный ужин»

  • Конкурс «Оформление тематических столов»

  • Экскурсия «Метрополь» и « Север»

  • Игра «Брифинг» успешными людьми , встреча с членом гильдии кулинаров СПб, выпускником лицея Брук Константином

  • Посещение лицея на мероприятии «Город мастеров»

  • Совместная волонтерская акция «Сладкий подарок ветерану»

  • Игра по стадиям «Вкусное путешествие»

  • Игра по «Дегустатор»

  • Праздник рождества трех профессий

  • Итоговый творческий диалог «защита проекта Чайная церемония»

Участие в конкурсе показало огромный творческий и созидательный потенциал педагогического и ученического коллектива.

Ещё одно направление воспитательной работы изменило лицо советскому тимуровскому движению, я имею в виду волонтерское движение. Означально, волонтёр (фр. volontaire, от лат. voluntarius) — лицо, добровольно поступившее на (военную) службу[1]. В некоторых государствах система волонтёрства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий (например, в Великобритании до 1-й мировой войны 1914—18). В 18 — 1-й половине 19 вв. в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии)

Мы же с вами говорим о волонтёрской деятельности — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Такой бесплатный труд является разновидностью меценатства (бескорыстного дарения в пользу нуждающихся) . Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).

Эта работа показала насколько активно и эмоционально позитивно откликаются наши подростки на такие акции.

Много лет мы организуем помощь детям-сиротам, проживающих в детских домах. Практика показала, что просто собрать помощь , для ребят не актуально. Они хотят личного участия, хотят видеть результат своего деятельного участия. Поэтому наиболее успешной была новогодняя акция ,когда новогодние подарки собранные учениками и сотрудниками нашего лицея были не просто отправлены в детские дома, а был подготовлен новогодний праздник: «деды морозы и снегурочки» проводили конкурсы забавы и собранные подарки раздавали в качестве призов их участникам. В этом году наши обучающиеся будут обслуживать новогодний праздник воспитанников детских домов в Аничковом дворце.

Подготовка к 65-летию Победы , участие в марафоне «65-летию Победы- 65 славных дел», возродило в жизни шефскую патронажную службу ветеранам войны (бывшие тимуровские звезды).Радостно. что благодаря последовательности, нравственной зрелости наших педагогов- эта работа не стала разовой акцией, а продолжилась и после юбилейных дней. Профессиональные навыки помогли порадовать ветеранов кулинарными подарками, уход за памятниками Великой отечественной войны – вот еще одно направление волонтерской деятельности. Просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности; благотворительные концерты и театральные выступления; пропаганда здорового образа жизни дают возможность волонтерам проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов.

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.

Весь коллектив лицея включился в акцию Детского хосписа «Исполни мечту», к новогодним и рождественским праздникам мы исполним мечту конкретных детей.

В заключение хочу сказать, к достоинствам гуманистической педагогики относится прежде всего внимание к внутреннему миру подростка, ориентация на развитие личности посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности обучающихся и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность. Опыт США показывает, что выросло целое поколение с ослабленным чувством нормы в морали, ответственности в поведении. "Можно считать иронией, что сосредоточение внимания на личности способствовало усилению процесса дегуманизации, фактическому обособлению людей друг от друга", - пишет один из лидеров этого направления. Конечно, этому есть целый комплекс социальных причин, но отсутствие самоограничения, самодисциплины отчасти объясняется широким влиянием гуманистической педагогики.
     Что предпочтительнее: жесткое управление развитием личности или свободное воспитание. В первом случае есть опасность подавить личность, во втором - не обучить и не воспитать. Стремление найти оптимальные подходы к воспитанию заставляет искать пути обогащения обеих ориентаций.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов в Профессиональном лицее кулинарного мастерства от авторитарной до гуманитарной педагогики» Преподаватель профессионального курса «Основы культуры деловых отношений» iconТрудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие)
Основные положения «Педагогики» и «Педагогического мастерства», определяющие структуру педагогической деятельности педагога, сущность...

Статья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов в Профессиональном лицее кулинарного мастерства от авторитарной до гуманитарной педагогики» Преподаватель профессионального курса «Основы культуры деловых отношений» iconПрограмма курса «Основы православной культуры»
...

Статья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов в Профессиональном лицее кулинарного мастерства от авторитарной до гуманитарной педагогики» Преподаватель профессионального курса «Основы культуры деловых отношений» iconПрограмма курса «Основы православной культуры»
...

Статья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов в Профессиональном лицее кулинарного мастерства от авторитарной до гуманитарной педагогики» Преподаватель профессионального курса «Основы культуры деловых отношений» iconВысшего профессионального образования «институт деловых коммуникаций»...
Дополнительная образовательная программа (доп), реализуемая ноу впо «Институт деловых коммуникаций» по программе профессиональной...

Статья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов в Профессиональном лицее кулинарного мастерства от авторитарной до гуманитарной педагогики» Преподаватель профессионального курса «Основы культуры деловых отношений» iconПрограмма дисциплины «Россия в современной системе международных отношений»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления подготовки...

Статья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов в Профессиональном лицее кулинарного мастерства от авторитарной до гуманитарной педагогики» Преподаватель профессионального курса «Основы культуры деловых отношений» iconРабочая программа учебной дисциплины «мировая экономика и международные экономические отношения»
Цель учебного курса мировой экономики и международных экономических отношений  ввести студента в круг знаний, составляющих основы...

Статья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов в Профессиональном лицее кулинарного мастерства от авторитарной до гуманитарной педагогики» Преподаватель профессионального курса «Основы культуры деловых отношений» iconЛ. К. Раицкая дидактические и психологические основы применения технологий...
Дидактические и психологические основы применения технологий веб в высшем профессиональном образовании

Статья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов в Профессиональном лицее кулинарного мастерства от авторитарной до гуманитарной педагогики» Преподаватель профессионального курса «Основы культуры деловых отношений» iconПояснительная записка теоретическая подготовка один из самых важных...
Теоретическая подготовка – один из самых важных моментов в профессиональном обучении студентов специальности «Учитель изобразительного...

Статья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов в Профессиональном лицее кулинарного мастерства от авторитарной до гуманитарной педагогики» Преподаватель профессионального курса «Основы культуры деловых отношений» iconУчебного курса* «Медиаобразование в системе работы учителя мировой...
Учебно-тематический план по программе «Медиаобразование в системе работы учителя мировой художественной культуры»

Статья «Размышления о системе социализации будущих профессионалов в Профессиональном лицее кулинарного мастерства от авторитарной до гуманитарной педагогики» Преподаватель профессионального курса «Основы культуры деловых отношений» iconИстория мировой культуры: журналистский контекст план лекционных занятий
Проблема научного определения культуры. Содержание понятия «культура» в рамках предложенного лекционного курса. Основные культурологические...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск