Скачать 125.76 Kb.
|
Классный час "Неизвестные герои войны" Цели: углубление представлений учащихся о Великой Отечественной войне, о роли женщин в этой войне, воспитание патриотических чувств школьников, уважения к ветеранам любых войн. Оборудование урока:
Примерный план занятия. 1. Вступление. 2. Герои 125 гвардейского Борисовского авиационного орденов Суворова и Кутузова женского полка имени Марины Расковой. 3. Герои 46 гвардейского орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени Таманского авиаполка. 4. Заключение. Ход урока Чтец 1: Вспомним безмятежный детский сон счастливый, Первый солнца луч неторопливый, Запах яблок, зреющих в саду, Вспомним самый страшный день в году. (звучит фонограмма песни "Вставай страна огромная" куплет и припев, дальше звучит тише, фоном) Чтец 2: Вспомним город заревой, дотла сожженный, В поле урожай, огнем спаленный, Взрывы, смерть, глаза, наполненные болью, Рубежи России, залитые кровью. Чтец 3: Вспомним время, когда юные ребята Окружили все военкоматы. Гнал домой девчат охрипший военком. Это было в сорок первом,: Ведущий 1: Сразу после подписания договора о дружбе с фашисткой Германией (1 сентября 1939 г.) Верховный Совет СССР принял новый Закон о всеобщей воинской обязанности. Призывной возраст понижался с 21 года до 18 лет, срок военной службы увеличивался до 3-5 лет, а срок состояния в запасе продлевался с 40 до 50 лет. Предусматривались женские военные подразделения. Эти меры позволили быстро увеличить численный состав Красной армии. Ведущий 2: В октябре 1941 года М.М. Раскова <рисунок1> вошла в правительство страны с ходатайством приступить к формированию женских боевых авиационных полков. Ее просьба была удовлетворена. 8 октября 1941 года Народный Комиссар Обороны Союза ССР И.Сталин подписал приказ № 0099 " ...О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии...". Руководство было возложено на М.М. Раскову. Недостатка в желающих не было. ![]() Рис. 1 В начале 1942 года после ускоренной подготовки были сформированы три женских авиаполка - истребительный (586-й) на самолетах Як-1, пикирующих бомбардировщиков (587-й) на самолетах Пе-2 (первоначально на Су-2) и ночных бомбардировщиков (588-й) на самолетах У-2 (в последствии По-2). Командиром женского 587-го бомбардировочного авиаполка стала Марина Михайловна Раскова. Ведущий 1: Раско?ва Мари?на Миха?йловна. Родилась 28 марта 1912 года в Москве. Училась в Московской консерватории. Работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. С 1932 года - лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году - в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1. 24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 "Родина" (командир - В. С. Гризодубова, второй пилот - П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль "Золотая Звезда" № 106. В Красной Армии с 1938 года. Одновременно находилась в штате НКВД: в феврале 1937 года - феврале 1939 года - штатный консультант, затем уполномоченный особого отдела НКВД, позже - в 3-м Управлении Народного комиссариата обороны СССР, старший лейтенант госбезопасности. Жила в Москве. 4 января 1943 г. Герой Советского Союза майор Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова в сложных метеоусловиях при перелете на фронт после переформирования. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени, медаль "Золотая Звезда" (№ 106). Ведущий 2: В 2008 году прославленной русской летчице, капитану запаса Елене Мироновне Малютиной <рисунок2> исполнилось 90 лет. Она одна из немногих оставшихся в живых летчиц легендарного 587-го бомбардировочного авиаполка в последствии 125-го гвардейского Борисовского авиационного орденов Суворова и Кутузова женского полка имени Марины Расковой. После 9 мая 1945 года гвардии старший лейтенант Елена Малютина за штурвал Пе-2 не садилась. Ее фронтовой мундир украшают 5 боевых орденов и 18 медалей. ![]() Рис. 2 В годы Великой Отечественной войны она и ее боевые подруги, одетые в не по росту летные комбинезоны и кирзовые сапоги, почти ежедневно совершали по три боевых вылета. Самой старшей - было 30 лет, младшей -17. За время войны женский полк пикирующих бомбардировщиков Пе-2 сделал 1134 боевых вылета и сбросил на врага 980 тысяч тонн бомб. Ведущий 1: Историческая справка. Создание самолета Пе-2 <рисунок4> началось в конце 1938 года конструкторской группой во главе с В.М.Петляковым <рисунок3>. Вначале этой группе было поручено создание высотного истребителя с условным обозначением "100", так как военные специалисты прогнозировали тенденцию существенного увеличения высотности боевых самолетов. В конце 1939 года самолет "100" был построен, и в декабре начались его испытания. Но получилось так, что по ходу разработки и первого, а затем второго экземпляра "100", не находили пока практического подтверждения. В то же время ВВС срочно требовался боевой самолет нового типа - скоростной пикирующий бомбардировщик. Вначале функции высотного истребителя и пикирующего бомбардировщика пытались совместить, но в конце от этого отказались и в мае 1940 года конструкторам предложили в очень сжатые сроки переделать "100" в вариант пикирующего бомбардировщика. Новый самолет, названный вскоре Пе-2, вышел на испытания осенью 1940 года, а его массовое производство развернулось в 1941 году. Пе-2 представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с разнесенным вертикальным оперением. Моторы жидкостного охлаждения М-105Р. Экипаж состоял из трех человек - летчика, штурмана и стрелка радиста. Благодаря отличной аэродинамике Пе-2 развивал почти такую же скорость, как истребители тех лет. Этот самолет широко использовался на фронтах Великой Отечественной войны. В ходе войны Пе-2 постоянно совершенствовался и улучшался. В первую очередь было усилено его вооружение, затем были поставлены менее высотные, но более мощные моторы ВК-105ПФ и улучшена аэродинамика. Существенно сократилась трудоемкость его производства. В целом, Пе-2 до конца войны сохранил высокую боевую эффективность и строился в больших количествах. Всего было построено 11427 самолетов Пе-2. ![]() Рис. 3 ![]() Рис. 4 Ведущий 2: Пилотов Пе-2 называли смертниками. Летать на них было тяжело, а проводить точечное бомбометание не могли даже многие мужчины. Кабина у Пе-2 маленькая: одно бронированное командирское кресло, второго для штурмана не было (считалось, лучше лишнюю бомбу - сотку взять). Поэтому штурман весь полет (2-2,5 часа) стоял за спиной летчика. День Победы полк встретил еще с подвешенными бомбами. Накануне 8 мая летали добивать курляндскую группировку, где немцы еще отчаянно сопротивлялись. Расформировали полк 28 февраля 1947 года. В полку 5 Героев Советского Союза:
Герой России гвардии капитан Валентина Флегонтовна Савицкая (Кравченко). Ведущий 1: 588-й авиаполк ночных бомбардировщиков в последствии 46-й гвардейский орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени Таманский авиаполк был единственным в мире женским подразделением ночных бомбардировщиков <рисунок5>. Летали в нем на маленьких "фанерных" бипланах По-2. скорость 120-140 км/ч. А если случался сильный встречный ветер, самолет зависал в воздухе. Зато машины были легкоуправляемые, над целью пилоты выключали мотор, и в тишине на врага падали бомбы, уничтожая технику, склады, штабы, переправы. ![]() Рис. 5 Ведущий 2: Историческая справка. По-2 (У-2) <рисунок6>. Конструктор Н. Поликарпов <рисунок7>, 1928 год. Один из самых удивительных советских самолетов, участвовавших в Великой Отечественной войне. Начиная с 1928 года производство этих самолетов продолжалось долгие годы. Этот единственный и неповторимый случай в истории мировой авиации объясняется совершенством конструкции самолета. Универсальность конструкции, заложенные в ней большие возможности позволили использовать По-2 (У-2) для выполнения самых различных задач. По-2 был связным самолетом, ночным корректировщиком артиллерийской стрельбы, разведывательным, пропагандистским, санитарным самолетом и легким ночным бомбардировщиком. Скорость самолета - 146 км/час, вооружение - пулемет 7,62 мм и 300 кг бомб. ![]() Рис. 6 ![]() Рис. 7 Ведущий 1: За длинные осенние и зимние ночи экипажи совершали по 8 -10, а то и по 12 -15 боевых вылетов. Небольшие бомбы - термитные, осветительные - штурманы возили: у себя на коленках! И сбрасывали их руками через борт самолета. Понятно, что много бомб По-2 поднять не мог. Сила этих самолетиков была в другом: сбрасывали они свой груз с исключительной точностью. До конца 1944 года экипажи летали без парашютов, на самолетах отсутствовала радиосвязь. Пулеметы ШКАС были установлены только в сентябре-октябре 1944 года. Ночным истребителям противника экипаж мог противопоставить только свое умение - на малых высотах и минимальной скорости - уходить от преследования, используя рельеф местности. Как правило, полет длился около часа. Самолеты вылетали и по одному шли на цель. Интервал между вылетами составлял 5-6 минут. Бывало, что в подбитых зенитным огнем противника самолетах девушки-летчицы заживо горели в воздухе на глазах у своих подруг, идущих за ними на ту же цель. За три года непрерывных боев полк никогда не уходил на переформирование, совершил более 24000 боевых вылетов и сбросил на позиции врага более 3 000 000 кг бомбового груза. За годы войны в полку погибли 32 девушки. В полку 23 Героя Советского Союза, 2 Героя России и Герой Республики Казахстан. Назовем их поименно: Герои Советского Союза
Герои России:
Герой Республики Казахстан:
Ведущий 2: С первого и до последнего дня существования полка им командовала Евдокия Давыдовна Бершанская (Бочарова) <рисунок8>. ![]() Рис. 8 Ведущий 1: Историческая справка. Евдокия Давыдовна Бочарова (в девичестве Карабут, по первому мужу Бершанская). Родилась в с. Добровольное Ставропольского края. Родители Евдокии погибли в Гражданской войне, поэтому она воспитывалась в семье дяди. В 1931 году поступет в Батайскую школу пилотов. С 1932 по 1939 год, в качестве инструктора, готовила лётчиков. В сентябре 1939 года её назначают командиром авиационного звена 218-го авиаотряда специального применения, расположенный в ст. Пашковская Краснодарского края. Избиралась депутатом Краснодарского городского Совета. Во время Великой Отечественной войны в возрасте 28 лет, как один из опытнейших лётчиков с десятилетним стажем и хорошими способностями организатора, стала командиром 588-го ночного бомбардировочного полка. Атаки полка под предводительством Евдокии Бочаровой были очень удачны, точны и стремительны, что немцы дали прозвище женщинам-лётчицам "ночные ведьмы". В 1981 году, на экраны в СССР, киностудия им. Горького выпустила фильм "В небе "Ночные ведьмы". Награды:
В 1975 году Евдокии Бочаровой было присвоено звание "Почётный Гражданин Краснодара". После войны она вместе с мужем переехала в Москву, где работала в комитете советских женщин, и в комитете ветеранов войны. Умерла от инфаркта 16 сентября 1982 года. Ведущий 2: Под её руководством полк встретил окончание войны. Иногда его шутливо называли: "Дунькин полк", намекая на полностью женский состав и оправдывая это именем командира полка. В 1943 году полк удостоили звания Гвардейского и переименовали в 46-й гвардейский Таманский ночной бомбардировочный полк. Позднее он был награждён орденом Красного Знамени и орденом Суворова. Ведущий 1: После победы в войне женские полки были расформированы. Чтец: Вспомним время, когда юные ребята Окружили все военкоматы. Гнал домой девчат охрипший военком. Это было в сорок первом, а потом: Были на груди и ордена, и скромные медали, Подвиги каких доныне не видали: (звучит песня "День Победы") В сценарии использованы материалы:
|
![]() | Классный час: «Великая война, великая победа». основные даты, события, понятия связанные с событиями войны. Просмотр мультфильма,... | ![]() | ... |
![]() | Образовательная: познакомить обучающихся с судьбами спортсменов, участников Великой Отечественной войны | ![]() | Ребята, 12 декабря вся наша страна отмечает праздник День Конституции, и наш классный час будет посвящено Конституции Российской... |
![]() | Помочь учащимся прочувствовать горе людей в годы вов, осознать трагизм этих ужасных страниц истории | ![]() | Классный час составлен на основе пособия для учащихся Я. В. Соколова «Наше государство и его символы», часть 2, параграф 5 «Наш государственный... |
![]() | Владельщикова Лариса Юрьевна, учитель русского языка мкоу «Введенская оош» с. Введенское Мишкинского района Курганской области | ![]() | Цель: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения... |
![]() | Классный час «Мой край –моя малая Родина», посвященный 75-летию Краснодарского края | ![]() | Классный час «Мой край –моя малая Родина», посвященный 75-летию Краснодарского края |
..На главную | Поиск |