Методическое пособие для подготовки к историческому ориентированию «эстафета памяти»






Скачать 169.07 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для подготовки к историческому ориентированию «эстафета памяти»
Дата публикации09.06.2015
Размер169.07 Kb.
ТипМетодическое пособие
h.120-bal.ru > Военное дело > Методическое пособие
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ Г. ЧИТЫ»

Методическое пособие

для подготовки к историческому ориентированию

«эстафета памяти»

http://img01.chitalnya.ru/upload2/339/19764889497309924.jpg

Сегодня мы все хотим лучше осознать смысл происходящих в нашей стране перемен, знать и понять, каким будет наше завтра. Но сделать это без серьезного осмысления прошлого невозможно. Меньше чем через два года мы будем отмечать 70-летие Великой Победы. Память о Великой Победе — это, пожалуй, единственное, что сегодня скрепляет, объединяет наше общество, наш народ, прадедов, дедов, сыновей, внуков и правнуков.
Всем и пожилым, и молодым надо помнить о тех, кто ковал эту Победу. Без них, ветеранов войны, не было бы того русского характера, который всегда пленял наших друзей и всегда сокрушал наших врагов.
Как тут не вспомнить строки:
“Крепит Отечества любовь
Сынов российских дух и руку…”
Действительно, человек без чувства родины подобен дереву без корней. Воспитывать патриотизм надо смолоду, опираясь на глубокие знания истории своего народа, своих героев.

Виктор НИКИФОРОВ,
сотрудник Военно-исторического музея Дома офицеров Забайкальского края.


Часть 1. Все для фронта – все для Победы!
ЗАВОД № 117
В годы Великой Отечественной войны в Чите на базе строящихся ремонтно- механических мастерских и эвакуированного технологического оборудования Киевского авиационного завода. К выпуску военной продукции (элементов шасси, арматуры для самолетов и др., более 100 наименований) приступил с 4 апреля 1942 года. С августа до сентября 1942 года изготовлял грузовые шасси и лыжи-сани для подвоза боеприпасов на передовую линию. Продукция завода направлялась на Сталинградский фронт. В январе 1943 года рабочие завода выступили с инициативой о перечислении в Фонд обороны денежной компенсации за неиспользованные отпуска. С переломом в войне в 1943 году произошла реэвакуация завода. Впоследствии в этих промышленных зданиях разместился Читинский машиностроительный завод.
ЧИТИНСКИЙ ПВРЗ
Когда началась Великая отечественная война, квалифицированных рабочих, ушедших на фронт (в ряды защитников Отечества влились более 500 заводчан) на Читинском паровозовагоноремонтном заводе (ПВРЗ) , заменили их отцы-пенсионеры, жены, дети. В 1941 году коллективу ПВРЗ было поручено организовать производство огнестрельного оружия: минометов, гранат, ранцевых огнеметов. А вскоре перед коллективом завода была поставлена другая, не менее сложная задача - построить бронепоезд для Забайкальского фронта. Бронепоезд – боевой бронированный железнодорожный состав, оснащенный стрелковым и артиллерийским вооружением, применялся для ведения боевых действий вдоль железнодорожных путей.

Основные работы приходилось выполнять вручную. Не было приспособлений для обработки брони. В апреле 1942 года на многолюдном митинге заводчан бронепоезд "Забайкалец" был передан командованию Забайкальского фронта.
ЭВАКОГОСПИТАЛИ ЧИТЫ
С началом войны забайкальским медикам пришлось выполнять очень сложную задачу: не снижая уровня медицинского обслуживания населения области, в кратчайшие сроки создать условия для организации и успешной работы эвакогоспиталей. В первые месяцы войны в областном отделе здравоохранения был создан отдел эвакогоспиталей, который возглавил врач Рывин, а в 1944 г. - П. А. Никулин. Главным хирургом отдела все годы войны работал В.А. Коханский, осуществлявший все руководство лечебной работой.

Ведущим среди госпиталей Читинской области и Читы, фронтовым эвакуационным пунктом был 321-й фронтовой военный госпиталь ЗабВО. Сохранились сведения о 18 эвакогоспиталях г. Читы, но мемориальные доски установлены только на 9 зданиях.

В Чите в помещениях Красных Казарм размещался сортировочный эвакогоспиталь № 973, откуда раненых распределяли по госпиталям с учетом характера ранения.

Массовое поступление раненых в эвакогоспитали началось с марта 1942 года.

№ 1479 – ул. Чкалова 140, корпус ЗабГУ

№ 1480 – ул. Костюшко-Григоровича 37,

№ 1481 – ул. Хабаровская 2

№ 1482 – ул. Чайковского, школа №4

№ 1483 – ул. Ингодинская 19, здание бывшей синаноги

№ 1939 - ул. Ярославского, Центр образования

№ 1940 – Чита-1, помещение УПК около школы № 45

№ 1941 – ул. Профсоюзная 14, школа № 5

Также эвакогоспитали располагались в помещении школы № 43, Медицинской академии (помещение бывшей Мужской гимназии), ЗабГУ на ул. Кастринской 1 (в 1940-е годы помещение школы № 2).

Часть 2. Памятные места нашего города.

ТАНК "КОМСОМОЛЕЦ ЗАБАЙКАЛЬЯ"
В начале марта 1943 года на Челябинском тракторном заводе делегация комсомольской организации Читинской области в ходе торжественного митинга предала одной из частей, отправляющейся на фронт, новенькие танки Т-34.

«На этих боевых машинах мы будем беспощадно уничтожать немецких захватчиков, мстить им за наших замученных братьев и сестер», - заверили танкисты. Об этом событии поведала главная в то время газета области «Забайкальский рабочий», опубликовав 11 марта 1943 года письмо старшего лейтенанта Н. Сологуба.

Тысячи комсомольцев, школьников, молодых людей Читы и Читинской области в течение нескольких месяцев формировали фонд для создания танковой колонны. Сюда поступали денежные пожертвования, средства от субботников и воскресников, материальные ценности, добровольные перечисления заработной платы...

В танковой колонне было 11 машин Т-34. Танки имели собственные названия: «Агинский колхозник», «Металлург Забайкалья», «Черновский шахтер»... Колонна отличилась в Курской битве в танковом сражении под Прохоровкой 12 июля 1943 года. Так экипаж лейтенанта Година уничтожил 4 немецких танка, экипаж младшего лейтенанта Швыряева - 2, экипаж командира роты старшего лейтенанта Тутберидзе - 3. «Комсомолец Забайкалья» принимал участие в освобождении правобережья Украины, Румынии и Венгрии. В 1967 году в Чите на перекрестке улиц Горького и Бабушкина установлен на постаменте танк Т-34 с теперь уже легендарной надписью «Комсомолец Забайкалья».

ПАМЯТНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМ ЗАБАЙКАЛЬЯ
Железнодорожный транспорт в России является основным способом доставки грузов. Вклад работников этой отрасли в обеспечение фронта техникой и боеприпасами сложно переоценить. Особую роль железные дороги сыграли при эвакуации промышленности из европейской части СССР в Сибирь. Успех военных действий Красной Армии против милитаристской Японии также был заложен четкой и слаженной работой железнодорожного транспорта

Паровозы серии "Е" поставлялись на железные дороги Советского союза во время Второй мировой войны для быстрого пополнения паровозного парка. Их строительством велось на американских заводах АЛКО и Балдвин, но по чертежам, разработанным советскими  инженерами. В 1944 году заводы выпустили первые паровозы серии "Е", которым присвоили индекс "а" (Алабама), в результате чего обозначение серии стало "Еа". Нумерация паровозов завода АЛКО начиналась с № 2001, а завода Балдвин – с № 2201. С 1944 по 1945 годы в Советский Союз по ленд-лизу поступило около тысячи паровозов серии "Еа". Всего за три года в СССР поступили более двух тысяч паровозов серий "Е".

Паровоз № 2233 серии "Еа" – единственный в Чите паровоз, установленный вне территории железнодорожных предприятий. Локомотив был доставлен в столицу края со станции Бада. Для транспортировки 93-тонной машины ее разобрали на пять частей и погрузили на четыре платформы. Реставрацию паровоза произвели работники Читинского вагоноремонтного депо. Также в разобранном виде паровоз был доставлен к месту установки. Монтаж локомотива производился непосредственно на месте установки памятника. Его выполнили работники локомотивного ремонтного депо Чита под руководством квалифицированного машиниста паровоза.
ПАМЯТНИК АРТИЛЛЕРИСТАМ
В 1969 году на восточном выезде из Читы установлен Памятник артиллеристам Забайкалья. Пушка стоит на холме, на боку которого установлена гранитная доска с надписью: "Слава воинам-артиллеристам забайкальцам". Мы расскажем об одной из стрелковых дивизий, сформированных в Забайкалье.

В марте 1942 года в Забайкальском Военном Округе была сформирована 321-я стрелковая дивизия. Основное ядро дивизии, кроме командного состава, укомплектовалось за счет молодежи комсомольского возраста Бурятской АССР и Читинской области. Характерно,

что в дивизии было около 4-х тысяч воинов только бурятской национальности. 

В  грозное июльское лето 1942 года, когда на Сталинград наступала фашистская механизированная армада, на защиту северо-западных подступов к городу с ходу встала Забайкальская 321-я стрелковая дивизия. Дивизии пришлось прямо с эшелонов, совершая ночные марши до 50 – ти км, вступить в бой с наступающими итало-румыно-немецкими частями. Тогда авиация врага господствовала в воздухе, почти круглые сутки висели самолеты «Фокке-вульф», так называемые солдатами «Рама». Дивизию бомбили еще на железнодорожных станциях, начиная со станции Поворино, Арчеда, Фролово. Горели дома, элеваторы, хлебные поля. Фашистские самолеты носились десятками и сотнями, ежедневно обрушивали на Сталинград тонны бомб. Дивизия начала форсирование реки Дон с 27 июля и заняла ряд населенных пунктов и важных в тактическом отношении господствующих на местности высот. К 15 августа отогнали немцев назад и освободили семь населенных пунктов: Осинки, Лопушино, Периковка, Ярки и другие.

«При ночном штурме хутора Мало-Маловский частями 1-ого полка хваленые немецкие части ударили без портков на самоходках и на танках.

Почувствовав неприступность в продвижении к стенам Сталинграда в полосе нашей обороны, враг стал разбрасывать с самолета агитационные листовки, называя нас бойцами «Сибирской дикой дивизии». Обещали хорошую жизнь в плену, указывали пароль «Штыки в землю». Мы даже гордились этим названием «дикой дивизии».

Воины 321-й стрелковой дивизии проявляли в этих боях чудеса храбрости, богатырскую стойкость и выдержку. Враг наступал непрерывно пьяными ордами, но пройти не мог. Мы выполнили приказ: «Стоять насмерть!». В этих боях погибло много наших земляков: политрук из Тунки Буда Шаглагов из 493 стрелкового полка. Он из станкового пулемета скосил 200 гитлеровцев, погиб, но не отступил. Родина наградила его орденом Красного Знамени, посмертно.

Также в этот период войны отдали свои молодые жизни за Родину наши земляки: Бальжир Цыренов, Бато Жаргалов, Доржи Гармаев, Ирольт Цыденов и многие другие.

Враг не смог пройти тут к Сталинграду. 19 ноября 1942 года началось крупное наступление по окружению Сталинградской группировки немецких войск.

При этом, наша 321-я стрелковая дивизия, разгромив первую румынскую и 376-ю немецкую дивизии, завершила кольцо окружения и пошла на запад, придерживаясь вдоль железнодорожной линии Сталинград-Лихая через крупные станции Суровикино, Обливская, Тацинская, Лихая до реки Миус.

АЛЛЕЯ СЛАВЫ ПОГРАНИЧНИКОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ И МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 106-Й ДНЕПРОВСКО-ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ ОРДЕНА СУВОРОВА II СТЕПЕНИ СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ.

(УЛ. ЧКАЛОВА)
Забайкальский округ по праву гордится своими воспитанниками, сумевшими показать на фронте высокие моральные и боевые качества. Везде, где им приходилось сражаться, - под Сталинградом, Орлом или Курском, на Днепре или Висле, штурмуя Кенигсберг, Будапешт или Берлин – фронтовики - забайкальцы высоко несли честь советского пограничника. Многие из них сражались с фашистами в составе 70-й армии. В составе этой прославленной армии начала свой боевой путь 106-я Днепровско-Забайкальская Краснознаменная ордена Суворова стрелковая дивизия.
Сформирована в период с 10.11 – 8.12.1942 из военнослужащих внутренних войск НКВД и ЗабПО НКВД. Состояла из 188-го Аргунского, 236-го Нерчинского, 43-го Даурского стрелковых полков и 362-го Заб. артполка. Командир – генерал-майор Ф. Н. Донсков. Включена в состав действующей 70-й армии Центр. фронта. В боях на Курской дуге разгромила 106-ю дивизию Вермахта. За форсирование Днепра в окт. 1943 в районе Лоева присвоено почетное наименование «Днепровской». Продолжая наступление, дивизия освободила Гомельскую и Полесскую обл. Белоруссии. В февр. 1944 вошла в состав 1-го Украинского фронта, приняла участие в боях на Ровенском направлении. Указом от 9.8.1944 награждена орденом Красного Знамени. В 1945 прошла путь Висла – Одер – Нейсе – Эльба. За овладение г. Дрезден награждена орденом Суворова 2-й ст. Ок. 12 тыс. офицеров и солдат дивизии награждены орденами и медалями, 49 присвоено звание Героя Сов. Союза. Расформирована в 1945 в связи с окончанием ВОВ. В 1983 на здании Управления ЗабПО по ул. Чкалова открыта мемориальная доска.

Немеркнущей, славой покрыли себя в боях с немецко-фашистскими захватчиками забайкальские пограничники . Это и к ним относится высокая оценка боевых действий пограничников, данная Маршалом Советского Союза Г.К.Жуковым: " Я лично видел и никогда не забуду, как храбро и стойко сражались пограничники под Москвой, Ленинградом и Сталинградом, у Курска, на Украине, в Белоруссии. Я всегда был спокоен за те участки фронта, где стояли в обороне или шли в наступление пограничные войска."

Часть 3. Запомните их имена

ОНИСКЕВИЧ ГРИГОРИЙ ДЕМЬЯНОВИЧ

(1918 – 1968 Г.)

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/282/55282251_oniskevichgrigdemjan.jpg

Родился в 1918 г. в Чите. Работал на Читинском ПВРЗ. Окончил Читинский аэроклуб и летное военное училище, летчик-инструктор. На фронтах ВОВ с декабря 1941, в должности зам. командира эскадрильи 164-го истребительского авиационного полка (295-я истребительная авиационная дивизия, 9-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), старший лейтенант. К весне 1944 совершил 372 боевых вылета, в 57 воздушных боях лично сбил 24 и в группе 8 самолетов противника. В 1944 году получил звание Героя советского Союза. После Великой Отечественной Войны окончил Военную академию им. Н. Е. Жуковского, продолжал службу в авиации. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й ст., медалями. Его именем названа улица и установлена Мемориальная доска, а в 2004 на здании школы № 2 Читы установлена мемориальная доска. Умер в 1968 году в городе Вороне
ПОДГОРБУНСКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

(1916 – 1944)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/7/74/%d0%9f%d0%be%d0%b4%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%b1%d1%83%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9%2c_%d0%92%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%bc%d0%b8%d1%80_%d0%9d%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87.jpg

Родился 25 апреля 1916 года в городе Чита в семье рабочего. Рано остался сиротой, родители погибли в партизанском отряде в Гражданскую войну. Воспитывался в Читинском детском доме. Встал на путь нарушения закона. К 19-ти годам имел несколько судимостей за кражи и воровство. В лагере, попав под влияние политзаключенного, бывшего военного, написал письмо М.И.Калинину, изъявив желание порвать с прошлым и встать на честный путь.

В 1936 году был освобожден из мест заключения и направлен для прохождения службы в Красную Армию. Получил специальность механика-водителя танка. В 1939 году демобилизовался. В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, был вновь призван в армию Фрунзенским райвоенкоматом города Иванова.
На фронте прошел путь от рядового красноармейца до капитана. Воевал на Калининском фронте. Член ВКП(б) с 1942 года. На Курской дуге младший лейтенант Подгорбунский уже командовал взводом разведки. Хотя взвод был танковый, его бойцы часто действовали в пешем строю, без машины пробивались во вражеский тыл и орудовали там с непостижимой дерзостью. К концу 1943 года на его счету значилось большое количество удачных разведывательных рейдов в тыл врага. В бригаде его прозвали «Гений разведки».

В конце декабря 1943 года в боях за освобождение Правобережной Украины со своими разведчиками не раз совершал рейды в тыл противника, добывал ценные сведения. Только в период с 24 по 30 декабря его взвод уничтожил 4 танка, 2 самоходные артиллерийские установки, 12 бронетранспортеров, 62 автомашины и свыше 120 гитлеровцев. Было захвачено необходимое число "контрольных" пленных, одно орудие, до пятидесяти автомашин и продовольственный склад.

27 декабря в боях за город Казатин разведгруппа Подгорбунского на двух Т-34 с десантом на броне, всего 29 человек, обойдя вражескую оборону, первой ворвалась в город с тыла. Разведчики промчались по улицам, уничтожая на пути огневые точки противника, давя гусеницами и расстреливая из пулеметов живую силу врага. Разбив восемь орудий и уничтожив до сотни вражеских солдат и офицеров, они вырвались на привокзальную площадь. Танкисты расстреляли подошедший под погрузку эшелон, в одном из вагонов которого находились штабные офицеры танковой дивизии. Саперы подорвали выходные стрелки и отрезали врагу пути бегства. На станции осталось несколько эшелонов, один из которых с военнопленными и гражданскими, отправляемыми в Германию. Пока разведчики наводили панику в городе, к его окрестностям подошел танковый полк подполковника Бойко. За смелость и отвагу, проявленные при взятии Казатина, отважный разведчик был представлен к геройскому званию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Подгорбунскому Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 2076). (На время представления к званию Герой Советского Союза: командир взвода разведывательной роты 19-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского механизированного корпуса 1-й танковой армии 1-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант).
25 марта 1944 года части 1-й танковой армии вышли к Днестру. Гвардии капитан Подгорбунский со своим взводом переправился вброд на вражеский берег. Разведчики захватили в соседнем селе понтонный парк и отбуксировали к реке. Саперы быстро соорудили из трофейных понтонных паромов переправу. За смелые, решительные действия, обеспечившие развитие операции, Подгорбунский был награжден орденом Красного Знамени.  29 марта разведгруппа Подгорбунского на двух танках совершила рейд в тыл врага в район города Станислава. В результате было уничтожено четыре танка Т-IV, один "тигр", восемь бронетранспортеров, два самоходных орудия, много автомашин с различным грузом и повозок, захвачено 19 стопятммиллиметровых орудий, 3 зенитных пушки, взято 6.

В конце июля 1944 года в боях за польский город Ярослав Подгорбунский, как всегда, проявил находчивость. Пробравшись со своими разведчиками к реке, он зажег несколько шашек и под покровом густого дыма переправил на противоположный берег две лодки с автоматчиками. Гитлеровцы пытались выбить бойцов с крохотного плацдарма, но огонь танков с нашего берега сорвал все попытки. Разведчики продержались до наступления темноты и подхода основных сил.  Развивая наступление части 1-й танковой армии, вышли в реке Висле, в числе первых был разведывательный дозор гвардии капитана Подгорбунского. Гвардейцы захватили небольшой паром и в ночь на 29 июля переправили на противоположный берег взвод автоматчиков. К вечеру был наведен понтонный мост и первым по нему пошли танки Подгорбунского. 
19 августа 1944 года во время разведрейда в тыл противника группа Подгорбунского попала в засаду. Командир был дважды ранен, но продолжал руководить боем. Погиб, когда выводил остатки группы к своим. Он выпрыгнул из горящего броневика, но, будучи раненым, уже не смог спастись, скончался от ожогов. Опознать его смогли только по Золотой Звезде, которую он грудью прижал к земле. Похоронен в городе Дембно (Польша). 
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды. 
На родине, в городе Чита, именем героя-танкиста названа улица и установлена мемориальная доска, а также памятник-бюст. Его имя присвоено Читинскому детскому дому №1. Имя героя носит школа-интернат в городе Казатин.


КОХАНСКИЙ ВАСИЛИЙ АРКАДЬЕВИЧ

(1904 – 1983 г.)

kokhansky, vasily arkadyevich.jpg

Родился в 1904, с. Култук Иркутской губернии. В 1928 году Окончил медицинский факультет Иркутского университета, в 1929 по 1931 г. работал врачом в с. Малета, заведующим Красночикойской районной больницей . Ученик хирурга В. Ф. Тальковского, под рук. которого работал в областной больнице с 1931 хирургом, с 1935 зав. хирургическим отд-нием. Участвовал в боевых действиях на р. Халхин-Гол, начальником автохирургического отряда. В годы ВОВ гл. хирург отделения эвакогоспиталей Читинской области, член Госпитального совета Нар. Комиссариата здравоохранения СССР. После войны ведущий хирург обл. больницы (1945–51), гл. врач (1951–66). Способствовал строительству новых корпусов специализированных отделений, увеличению коечного фонда со 125 до 600 коек, функционированию кафедр ЧГМИ. Последние годы работал зам. гл. врача больницы, консультантом-хирургом обл. поликлиники. С 1947 трижды избирался депутатом ВС РСФСР. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1945), Ленина (1939, 1961), «Знак Почета» и Окт. Революции. Его памяти (с мая 1991) учрежден обл. конкурс «За предложения и внедрения в практическое здравоохранение новейших технологий медицины, методов и методик профилактики и лечения больных». На здании краевой детской больницы на ул. Новобульварной 20 установлена мемориальная доска, его именем названа улица в Чите. Умер в 1983 в Чите.







КОРОЛЬКОВ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

(1919 – 1984)


Наводчик станкового пулемёта 221-го гвардейского стрелкового полка (77-я гвардейская стрелковая дивизия, 61-я армия, Центральный фронт), гвардии ефрейтор.

Родился 4 октября 1919 года в селе Тундрино ныне Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. В 1930-х годах его семью, как спецпереселенцев, сослали в город Салехард (тогда Обдорск). Здесь он закончил школу. Поступил в Уральский университет на исторический факультет. Война началась, когда он заканчивал второй курс. После сдачи экзаменов, уже, будучи студентом 3 курса работал на стройке эвакуированного завода в городе Алапаевске. Не доучившись пошел работать в школу Вагайского района учителем.

В декабре 1942 года Корольков был призван в Красную армию и направлен на курсы младших лейтенантов в Новосибирск. На фронт попал летом 1943 года, так и не успев закончить училище. За несколько недель до выпуска из курсантов был сформирован батальон для отправки в район Курской дуги.

В звании ефрейтора, назначен помощником командира взвода 221 гвардейского стрелкового полка, 77 гвардейской дивизии, входившего в состав 6-й армии Центрального фронта. Боевой путь Королькова прошел через Орел, Оршу, Глухов, Чернигов.

Отличился в сентябре 1943 года при форсировании Днепра. С группой бойцов в числе первых достиг берега. Пулеметному подразделению, где служил Иван Корольков, было приказано взять на себя огневой удар противника и отвлекать его, пока остальные подразделения не переправятся занятый противником берег. В этом бою уже раненый Корольков, прокладывая пулеметным огнем путь наступающим бойцам, сумел уничтожить около сотни вражеских солдат.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии ефрейтору Королькову Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7244).

После того памятного боя тяжело раненного Ивана Королькова направили в госпиталь. Воевать ему больше не пришлось. Правая рука почти не повиновалась.

После демобилизации в апреле 1944 году Иван Васильевич Корольков служил в органах прокуратуры Вагайского района, Тюмени, Дагестана, Железноводска. Награжден медалью "За доблестный труд". С 1947 года на пенсии. В 1949 году он с отличием закончил Пятигорский педагогический институт и был оставлен ассистентом на кафедре всеобщей истории. Занимался научной и педагогической деятельностью. В 1958-1964 годах работал ректором Читинского педагогического института. По состоянию здоровья переехал в Смоленск. Работал деканом и заведующим кафедрой Смоленского педагогического института. Как специалист высшей школы был направлен для работы в Китайскую Народную Республику. Кандидат исторических наук, соавтор учебника по истории СССР на немецком языке для школьников ГДР. Автор нескольких десятков печатных работ, двух книг. Скончался 1 января 1984 года. Похоронен на Новом кладбище в Смоленске.

В честь Королькова в Чите на здании историко-филологического факультета ЗабГГПУ установлена мемориальная доска.

НАЧАЛЬНИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ, ВОЗГЛАВЛЯВШИЕ ЕЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
В 2010 на здании Управления Забайкальской железной дороги была установлена мемориальная доска. Автор эскиза мемориальной доски Николай Михайлович Полянский

Николай Алексеевич Гундобин руководил железной дорогой дороги имени Молотова, так тогда называлась Забайкальская магистраль, с 15 сентября 1938-го по 24 августа 1942 года. Он родился в городе Курске в семье железнодорожника. в 1936 году окончил Военно-транспортную Академию Рабоче-крестьянской Красной Армии им. Лазаря Кагановича по специальности военный инженер-эксплуатационник. Работал ревизором-диспетчером Народного комиссариата путей сообщения по Забайкалью  и Приморью.

На Забайкальской дороге сначала работал главным ревизором по безопасности движения поездов, а затем был назначен её начальником. В числе его заслуг –  организация работ по укреплению путевого хозяйства, обеспечение воинских перевозок в 1939 году в связи с событиями на реке Халхин-Голе, строительство железнодорожной ветки Борзя – Соловьевск – Байн-Тумэн, развитие железнодорожного сообщения в Монголии.

С началом Великой Отечественной войны Николай Алексеевич сумел мобилизовать коллектив магистрали для ударной, безаварийной работы, связанной с переброской грузов и людских ресурсов с запада страны на восток.

После работы на Забайкальской железной дороге возглавлял Свердловскую, Южно-Уральскую, Московско-Донецкую железные дороги. С 1948 года – заместитель министра путей сообщения, а с 1951 года – первый заместитель министра путей сообщения.

За успехи в работе Николаю Алексеевичу Гундобину присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Николай Тихонович Закорко возглавил Забайкальску железную дорогу в августе 1942 года. Он известен на транспорте как один из зачинателей стахановского движения среди диспетчеров. Свой трудовой путь на транспорте он начал в 17 лет. Работал путевым рабочим, телеграфистом, помощником и машинистом паровоза, начальником станции, отделения.

В годы военного лихолетья Николай Тихонович стал достойным продолжателем дел, начатых Николаем Гундобиным по развитию эксплуатационных мощностей Забайкальской железной дороги и, прежде всего, путевого хозяйства. Обеспечивал ускоренное продвижение поездов со стратегическими грузами. В 1943 году Николай Тихонович был награжден орденом Ленина. Герой социалистического труда.

Иван Андрианович Корчаченко назначен руководителем Забайкальской железной дороги в октябре 1943 года. Он родился в 1900 году в Курской области в семье рабочего. В 1930 году окончил Харьковский институт инженеров транспорта. На Забайкальскую дорогу прибыл с прифронтовой Донецкой магистрали, где работал начальником отделения. Благодаря Ивану Андриановичу труженики дороги провели большую работу по перебазированию войск и боевой техники на Дальний Восток, внеся значительный вклад в разгром милитаристической Японии и завершение Второй мировой войны

Позже был начальником Дальневосточного округа железных дорог, уполномоченным Министерства путей сообщения по железным дорогам Дальнего Востока, начальником Красноярской и Литовской железных дорог. Награжден двумя орденами Ленина, орденом «Знак Почета», медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», знаком «Почетному железнодорожнику». Руководил Забайкальской железной дорогой до ноября 1946 года.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие для подготовки к историческому ориентированию «эстафета памяти» iconКурсовая работа учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...
Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с

Методическое пособие для подготовки к историческому ориентированию «эстафета памяти» iconМетодическое пособие к уроку России
Методическое пособие предназначено для учителей, классных руководителей, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе,...

Методическое пособие для подготовки к историческому ориентированию «эстафета памяти» iconА. А. Полушин Учебно-методическое пособие по дисциплине
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, бакалавров, специалистов и магистров по направлениям 080100 «Экономика»...

Методическое пособие для подготовки к историческому ориентированию «эстафета памяти» iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза
Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо...

Методическое пособие для подготовки к историческому ориентированию «эстафета памяти» iconМетодическое пособие для педагогов дополнительного образования «Домашний оберег»
Данное пособие знакомит читателей с оберегом как частью культуры русского народа. В пособии предложены: конспект мастер-класса, конспекты...

Методическое пособие для подготовки к историческому ориентированию «эстафета памяти» iconМетодическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения
Методическое пособие составлено для студентов заочного отделения пгсха доцентом кафедры истории и социологии Шкалябиной Надеждой...

Методическое пособие для подготовки к историческому ориентированию «эстафета памяти» iconУчебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей
История и философия науки: учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к экзамену кандидатского минимума...

Методическое пособие для подготовки к историческому ориентированию «эстафета памяти» iconУчебно-методическое пособие Сураж 2009 Рекомендовано к печати научно-методическим...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая...

Методическое пособие для подготовки к историческому ориентированию «эстафета памяти» iconУчебно-методическое пособие печатается по решению Методического совета...
Метрология, стандартизация и сертификация Учебно – методическое пособие для студентов специальности 230201. 65 «Информационные системы...

Методическое пособие для подготовки к историческому ориентированию «эстафета памяти» iconМетодическое пособие для учителей общеобразовательных организаций Москва «Русское слово»
Крым в истории России: методическое пособие для учите­лей общеобразовательных организаций / К. А. Кочегаров. — М.: Ооо «Русское слово...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск