Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов






Скачать 426.31 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
страница1/3
Дата публикации15.06.2015
Размер426.31 Kb.
ТипМетодические рекомендации
h.120-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов

В 2015 году в России будет отмечаться 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Народы мира, поставленные перед угрозой уничтожения фашизмом целых цивилизаций, культур, наций, сплотились в единой борьбе с этим злом. Во Вторую мировую войну были вовлечены 72 государства, представлявшие свыше 80 % населения мира. В этих странах было мобилизовано около 110 млн человек, погибло 62 млн человек, из которых 27 млн составляют граждане СССР.

Для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. Подрастающее поколение должно знать о подвиге советского народа в годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях, о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении 1418 военных дней и ночей боролись и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу. Современные школьники должны знать о важнейших вехах на пути к Победе. Это оборона Бреста и Могилева, битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Днепр, освобождение Советского Союза и стран Восточной Европы в 1944–1945 годах. И о том, что 8 мая в предместье Берлина – Карлсхорсте в присутствии представителей командований армий СССР, США, Англии и Франции представители поверженной Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции. В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков 9 мая 1945 года было объявлено днем всенародных торжеств – Днем Победы.
Праздник Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок Великой Отечественной войны состоит в том, что лишь тот народ свободен и может противостоять любой агрессии, кто готов сражаться за свою свободу, за свою землю и за свое будущее до конца. Урок Великой Отечественной войны состоит еще и в том, что народ, чувствующий свою правоту в освободительной войне, непобедим.

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне необходимо для дальнейшего развития России в XXI веке. Историческая память и чувство гордости за свою историю – основа достоинства нации, ее способности к реализации национальных интересов, ценностей и идеалов.

Чрезвычайно важно, чтобы в широкомасштабную подготовку и празднование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне включилась каждая образовательная организация.

Предлагаемые методические рекомендации и дополнительные учебно- методические материалы призваны помочь педагогам организовать и провести классный час в соответствии с вышеуказанной тематикой и с учетом педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.

В начальной школе (1–4 классы) у детей доминирует эмоционально- чувственное отношение к миру, друг к другу. Поэтому учителю важно через слово, образ, иллюстрации, развивающие игры, инсценировки создать благоприятные условия для эмоционального восприятия школьниками учебной информации о памятных датах российской истории. Главными формами проведения классного часа могут стать рассказ, беседа, игра- путешествие, очные и виртуальные экскурсии с применением мультимедийных средств. В ходе классного часа рекомендуется использовать развивающие тесты, занимательные вопросы, а также организовывать викторины и конкурсы.

В основной школе (5–9 классы) классный час, посвященный Великой Победе, нацелен на решение как познавательных, так и воспитательных задач.

При организации и проведении классного часа целесообразно использовать активные педагогические технологии: проблемные вопросы, познавательные задачи, игровые приемы, театрализованные представления, практико-ориентированные ситуации и т.п. Формы проведения могут быть самые разнообразные: рассказ, беседа, школьная лекция с опережающими заданиями, презентация с активным использованием мультимедийных материалов. Эффективной формой проведения классного часа могут стать виртуальные и очные экскурсии, интеллектуальные игры, компьютерные презентации учащихся и т.д. Выбор указанных форм определяется поставленными целями, возрастом учащихся, техническими возможностями школы и т.д. В процессе классного часа возможно постоянное обращение к репродукциям картин, картам, схемам и другим наглядным материалам, которые необходимо заранее подготовить для данного мероприятия.
В старших классах (10-11 классы), как известно, акцент делается на проблемный, диалоговый характер обучения, значительное внимание уделяется дискуссионным вопросам, которые неоднозначно воспринимаются и оцениваются в литературе и общественных кругах, что, в свою очередь, диктует необходимость применения активных методик и технологий, поисково-исследовательских подходов в образовательной практике.

Эти особенности необходимо учитывать при организации классного часа для старшеклассников по соответствующей проблематике.

Рекомендуются такие формы его проведения, как дискуссия, диспут, исследование, моделирование исторической ситуации, конференция, круглый

стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалог.

Целесообразно также использовать воспитательные возможности музейной педагогики. В музеях можно организовать тематические выставки, приуроченные к наиболее значимым событиям времен Великой Отечественной войны; оформить экспозиции, созданные из документальных материалов и экспонатов, собранных во время туристских походов и путешествий непосредственно на территориях, где проходили военные события; провести встречи с участниками событий, материалы о которых представлены в музеях, предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов.

Источники и литература по истории

Великой Отечественной войны

Алексеев С. П. Герои Великой Отечественной: рассказы / С. П. Алексеев. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 62 с. – (Внеклассное чтение).

Баграмян И. X. Так начиналась война. – М.: Голос, 2000.

Василевский A. M. Дело всей жизни. – М., 1988.

Великая Отечественная война 1941–1945: словарь-справочник. – М., 1988.

Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия. – М., 1985.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945: Краткая история. – 3-е изд. – М., 1984.

Великая Отечественная война 1941–1945: Военно-исторические очерки. В 4 кн. (РАН. Отделение истории и др.). – М.: Наука, 1998–1999 гг.

Верт А. Россия в войне 1941–1945 [пер. с англ.]. – Смоленск, 2003.

Война и политика 1939–1941. – М., 2001.

Вторая мировая война: два взгляда. – М., 1995.

Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны: очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны. – М., 1995.
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. М., 1988.

Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? - М., 1995

Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. - М., 1993

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: В 2 т. 13-е изд., испр. и доп .— М., 2002.

Кларк А. План «Барбаросса». Крушение Третьего рейха. 1941-1945. - М., 2004

Конев И.С. Записки командующего фронтом. - М., 2000

Кульков Е., Мягков М., Ржешевский О. Война 1941 — 1945: Факты и документы. - М., 2001.

Куманев Г.А. Подвиг и подлог. Страницы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. - М., 2000.

Лидеры войны — Сталин, Рузвельт, Черчилль, Гитлер, Муссолини. - М., 1995

Лубченков Ю. Н. 7 великих побед и еще 42 подвига в Великой Отечественной войне М.,2010.

Мировые войны XX века: В 4 кн. — М.: Наука, 2002. Кн.3: Вторая мировая война: Исторический очерк. — М., 2002

Молодяков В.Э. Несостоявшаяся ось: Берлин-Москва-Токио. - М. 2004

Митяев, А. Рассказы о великой Отечественной войне. М., 2005.

Олейников Г.А. Курская битва. Сражение под Прохоровкой. – СПб., 2003

Павлов В.В. Сталинград: мифы и реальность. СПб, 2003.

Петров Н., Эдельман О. Новое о советских героях. //Новый мир. - 1997. - № 6

Печерская, А. Н. Дети - герои Великой Отечественной войны : рассказы М., 2005.

Ржешевский О.А. Война и дипломатия. Документы, комментарии (1941-1942). - М., 1997;

Вторая мировая война. Итоги и уроки. М., 1985

Рокоссовский К.К. Солдатский долг. - М. , 2000.

Соколов Б.В.Вторая мировая. Факты и версии. – М.,2005

Соколов Б.В. Правда о Великой Отечественной войне (сборник статей). – Спб, 1998

Сталинградская битва: хроника, факты, люди / В. А Жилин [и др.].—М., 2002. Кн. 1.—2002. Кн. 2.—М., 2002

Шигин Г.А. Битва за Ленинград: крупные операции, «белые пятна», потери. М., 2004

Уткин А. И. Вторая мировая война.— М., 2003

Уткин А.И. Сорок второй год.—Смоленск, 2002

Яковлев Н.Н. Маршал Жуков. - М.,1995..
Литература о Горьковской области в годы Великой Отечественной войне

Горьковчане в Великой Отечественной войне: Словарь-справочник. — Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1990. — 351 с.

Горьковская область в Великой Отечественной войне: взгляд через 50 лет: Материалынауч.-практ. конф. (18-19 апреля). — Н.Новгород: Изд-во “Нижний Новгород”, 1995. — 264 с.

Великая Отечественная война: Вопросы истории: Материалы Междунар. науч.-метод.конф., 18-20 апр. 2000 г. /Отв. ред. и сост. Г.В. Набатов. — Н.Новгород:Изд-во ННГУ, 2000. — 383 с.

Забвению не подлежит: Страницы нижегор. истории (1941-1945 гг.). — Кн.3. —Н.Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1995. — 670 с., ил.

Победа. Незабываемые тысяча четыреста восемнадцать дней войны: Сб. /Сост.: Н.Г. Белякова, В.С. Ильина, Е.Н. Булатов. — Н.Новгород: Б.и., 2000. — 306 с.

Великая Отечественная война глазами молодежи. К 55-летнему юбилею Победы вВеликой Отечественной войне: Материалы науч. студенческойконф. /Сост. Г.В. Набатов. —Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. — 96 с.

Федоров В.Д. История Нижегородской области: Кн. для чтения: [для учащихся шк.,гимназий и лицеев по программе исторического краеведения]. — 4-е изд., перераб. и доп. —Арзамас: Изд-во АГПИ, 2004. — 299 с. — Из содерж.: Глава XIV: Горьковская область в ВеликойОтечественной войне. — С.172-215.

Белоус В.И. Цена великой Победы //Наш край: Кн. для учащихся школ, гимназий илицеев. — Н.Новгород, 1997. — С.264-274.

Уроки мужества: Книга для внеклассного чтения. Учащимся общеобразоват. школ ипрофтехучилищ /Сост. И.В. Сидорова, В.В. Смирнов. — Горький: Волго-Вят. кн.изд-во, 1985. — 157 с.

Федоров В.Д, Титков Е.П. История Нижегородской области: учебное пособие. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

Сайты с материалами о Великой Отечественной войне также можно найти на:

Великая война //www.velikvoy.narod.ru

Википедия - свободная энциклопедия // ru/wikipedia.org

Герои Великой Отечественной войны //all4heroes.ru

Герои страны //www.warheroes.ru

Маршал Жуков //marshalgukov.narod.ru

Мир истории Великой Отечественной войны. //gpw.tellur.ru

Молодая гвардия ///www.molodguard.ru

Наша победа //www.9may.ru

Солдаты ХХ века //www.soldat.narod.ru

Курская битва // kursk1943.mil.ru

Русская освободительная армия //www.roa.ru

Русская цивилизация//www.rustrana.ru)

Сталинизм //www.stalinism.fatal.ru

Хронос - всемирная история в Интернете //www.hrono.ru

Интернет проекты, посвященные Великой отечественной войне

1. Памяти Победителей Великой Отечественной Войны — Посвящается- Истории Победителей, организация мероприятий в дань памяти защитников нашей Родины

2. Портал Великой Отечественной войны- хроники Великой Отечественной войны, локальных боевых конфликтов

3. Всероссийский проект «Наша общая Победа» — видеоархив воспоминаний боевых ветеранов ВОВ

4. Портал «Боевые действия Красной армии в ВОВ»«Цена Победы» — цикл передач радиостанции «Эхо Москвы»

5. Наша Победа. День за днём — проект РИА Новости.

Rambler-Победа — мультимедийная карта военных действий, фото-, видео-, аудиодокументы, легендарное оружие, поля сражений и др.

6. ИТАР-ТАСС: 60 лет Великой победы — хроника юбилейного года, агитплакаты, карты, фотодокументы, советское оружие, основные награды.

7. Великая Оболганная война — разоблачение мифов, фальшивок и пропагандистских штампов о войне.

8. Хроника Победы — к 65-летию освобождения Белоруссии.

Проект «Победители» — мультимедийная карта войны, поимённый список ныне живущих ветеранов.

9. Аэрофотоснимки времен ВОВ — Немецкие аэрофотоснимки городов бывшего СССР на GoogleMaps

10. Набат памяти- Портал Памяти ВОВ

11. Проект «Боевые Составы Великой Отечественной войны» — совместная работа составления структуры боевых составов (формирования, командиры, укомплектованность)

12. Великая Отечественная — Сайт, посвященный событиям Великой Отечественной войны. Каждый день описан подробно. Полная информация.

Дополнительные учебно-методические материалы к проведению тематических уроков, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Материалы для урока в 1 – 4 классах
Формы урока в начальной школе могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали формированию гордости за историю своего города, страны и ее знаменитых людей, соответствовали возрасту учеников:

  • встреча-чествование ветеранов войны «Земной поклон Вам, герои Победы», «Поклонимся великим тем годам»;

  • беседы «Мир и война глазами детей», «С чего начинается память о войне», «Далекой войны солдат…»;

  • викторина «Знаешь ли ты юных героев Великой Отечественной войны?», «Галерея портретов полководцев», «Города - герои»;

  • посещение музея;

  • посещение мемориальных комплексов,

  • заочные путешествия с просмотром видеофрагментов или репродукций «Дорогами войны», «Перелистывая страницы истории», «Там, где была война», «Искусство, опаленное войной»;

  • конкурсы чтецов «Их подвиг будет жить в веках», «Память о героях священна», «Никто не забыт, ничто не забыто»;

  • конкурсы рисунков и плакатов «Мир глазами детей», «Миру - мир», «Помнить больно – забыть нельзя», «Нам не нужна война», и т.д.

На уроке возможно использование такого оборудования:

  • ксерокопии плакатов военных лет, продовольственной карточки, солдатский котелок;

  • треугольник фронтового письма, кусочек черного хлеба (размер нормы военного времени), вещмешок, кисет, каска или что-то иное;

  • «Галерея портретов» (полководцев, солдат, детей-участников войны, облика городов … военного времени);

  • творческие работы учащихся (2-4 классы): рисунки, сочинения, сообщения, проектные работы по тематике Великой Отечественной войны;

  • предметы быта военных лет; фотографии, предоставленные семьями учащихся для проведения школьных или классных мероприятий;

  • фрагменты кинофильмов: «Будь проклята война», «Стратегия победы», «Битва за Москву», «Военачальники. Георгий Жуков», другие;

  • настенная карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» и другие карты (отдельных сражений, показ действий второго фронта и т.д.);

  • выставки литературы по теме урока;

  • компьютерные программы, посвященные Великой Победе.

Ход урока.

Знакомство с темой.

Актуализация знаний. Вступительная беседа «Что мы знаем о войне?».

Сообщение: «События Великой Отечественной войны в документах и поэтических произведениях» (рассказать об основных событиях Великой Отечественной войны).

Материалы для учителя

1. Основные этапы и события Великой Отечественной войны.

Этапы Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.

Первый – 22 июня 1941 г – 18 ноября 1942 г. начальный.

Второй – коренной перелом 19 ноября 1942 г.- декабрь 1943 г.

Третий – завершающий, победный -1944 г. - 9 мая 1945 г.

Битва за Москву (30 сентября – 5-6 декабря 1941 г.) – срыв план молниеносной войны.

Сталинградская битва (началась 25 августа 1942 г.):

19 ноября 1942 г. – контрнаступление Красной Армии;

2 февраля 1943 г. – окружение и разгром армии противника – начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Курская битва (июль-август 1943 г.).

Битва за Днепр и освобождение Киева 6 ноября 1943 г. – завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Снятие блокады Ленинграда (14-27 января 1944 г.).

Освобождение территории СССР (январь-сентябрь 1944 г.).

Берлинская операция (16 апреля-8 мая 1945 г.) (1мая взят Берлин);

Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии (8 мая 1945 г.).

Освобождение Праги (9 мая 1945 г.).

9 мая 1945 г. – День Победы советского народа над фашисткой Германией.
Материалы для учащихся
На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой справедливой войне.

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года- 1418 дней.

7. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

8. Белорусская деревня Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.

СТИХИ О ВОЙНЕ
А. Безыменский
Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.
***

Н. Добронравов
Война. Жестокая война

Не первый месяц длится…

Жизнь, как струна, напряжена

В опасности столица.

***

Ю. Коринец

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Над гранитной плитой

Вечный свет негасим.

Вся страна сиротой

Наклонилась над ним.

Он не сдал автомат

И пилотку свою.

Неизвестный солдат

Пал в жестоком бою.

Неизвестный солдат -

Чей-то сын или брат,

Он с войны никогда

Не вернется назад.

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Свет зажгли мы ему

Под стеною Кремля,

А могила ему –

Вся земля, вся земля.



Материалы для урока в 5 – 9 классах

Формами урока в основной школе могут быть:

  • викторины, конкурсы, блицтурниры, способствующие формированию знаний о Второй мировой войне, о Великой Отечественной войне, о подвиге защитников нашей страны;

  • выпуск школьной стенной печати: боевой лист, классная стенгазета;

  • создание исторической карты или карты-схемы;

  • сообщения учащихся с использование мемуарной литературы;

  • рассказы школьников о воспоминаниях родственников, знакомых о том, в каких условиях жили люди военных лет, как выглядело их жилище, гардероб, кухня коммунальной квартиры, как они питались, проводили досуг, какое впечатление производили на них письма с фронта, рассказы участников строительства оборонных рубежей;

  • сообщения учащихся о походах, поездках или экскурсиях по местам боевой славы;

  • конкурс творческих работ учащихся: рисунков, антивоенных лозунгов, сочинений, эссе, интервью…;

  • конкурс чтецов;

  • выполнение пилотного проекта;

  • просмотр и обсуждение хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных Великой Победе;

  • компьютерные презентации: «Детство, опаленное войной», «История войны в судьбе моей семьи»;

  • представления визиток-портретов «Боевой путь моего дедушки, прадедушки», «Моя бабушка, прабабушка в годы войны»;

  • литературно-музыкальная гостиная «Поэзия войны священной», «Ради мира на Земле»;

  • организация выставок, тематических экспозиций художественно-публицистических изданий, посвященных героическим событиям истории.

При организации первого урока следует обратить внимание на необходимость интернационального воспитания учащихся, так как победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся не против немецкой нации, а против фашизма.
План урока.

1. Что мы знаем о Великой Отечественной войне (вступительная беседа).

2. Человек на войне.

3. События Великой Отечественной войны в поэтических произведениях (стихи прилагаются).

Ход урока.

1) Вступительная беседа может начаться с вопросов о датах начала и завершения Великой Отечественной войны (даты записываются на доске).

– Какие известные вам события можно вписать в этот промежуток между 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года?

По мере их перечисления учитель сам или силами заранее подготовленных учащихся кратко комментирует содержание этих событий, расставляет их в хронологическом порядке и при необходимости привлекает творческие работы учащихся, которые представлены на стенде.

Возможны аннотации к книгам по истории Великой Отечественной войны, просмотр фрагментов из кино – или видеофильмов о войне.

Далее целесообразно спросить учащихся:

Кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете?

Имена каких полководцев Великой Отечественной войны вам известны?

Какие подвиги героев – воинов армии и флота, партизан вам запомнились из книг, кинофильмов?

Приведите примеры подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны вашими ровесниками

Заслушав ответы учащихся, учитель обратить внимание на то, что одной из черт гражданина является его благодарная память о живых страницах биографии своей страны, своего народа.

Павел Коган


Я слушаю далекий грохот,

Подпочвенный, неясный гуд

Там подымается эпоха

И я патроны берегу.

Я крепко берегу их к бою.

Так дай мне мужество в боях,

Ведь если бой, то я с тобою,

Эпоха громкая моя.


Пророческие строки стихотворения, в которых выражено ощущение надвигающейся войны, смертельной схватки с фашизмом. Этим ощущением жило поколение тридцатых годов. Когда пришел час защищать Родину, советские люди сражались за каждую пядь родной земли, «чтоб лишних сто семьдесят два сантиметра легли в завоеванный счет».

Гитлеровское командование исчисляло сроки войны с СССР месяцами и неделями. Мужество, героизм, самопожертвование наших соотечественников сломили их планы.

Один из учащихся прочтет стихотворение Александра Плотникова

ОДА СОЛДАТУ

Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжел.

Он все прошел: огонь и воду,

И трубы медные прошел.

Шагал по вражескому следу

До завершающего дня.

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня.

И, полна творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасенная Россия,

Как вечный памятник ему.

Это стихотворение может быть органичным переходом ко второму пункту плана.

2) Учитель отмечает, что самым молодым солдатом последнего призыва сегодня за восемьдесят, и их не так много осталось в живых, а с каждым годом становится все меньше, и это с каждым годом становится все заметнее.

Сегодняшние школьники уверенно рассуждают о цене победы, прогнозируют дальнейшее развитие событий: что было бы, если бы…, дискутируют на тему: были ли героями Александр Матросов или Зоя Космодемьянская, имел ли право полководец посылать на смерть тысячи людей ради «точки на карте» и т.п. При этом есть довольно значительная часть учащихся, которые вообще не знают конкретных имен героев войны. «А ровесникам нынешних старшеклассников и ровесникам ваших родителей в те годы не приходилось рассуждать», – скажет учитель. – «Они получали приказ, и его необходимо было выполнить. Им надо было выстоять, выдержать, сражаясь не на жизнь, а насмерть и только благодаря тому, что большинство из них пошли на самопожертвование, отдали свои жизни, мы с вами живы и, сидя дома у телевизора или в светлом классе, можем спорить, вести дискуссии, рассуждать на темы войны и мира». А те люди воевали за нашу землю, за нашу Родину, за родных и близких людей, за наше с вами будущее, за нашу с вами жизнь.

Наверное, среди них были всякие: и негодяи, и трусы, и предатели, но не они решили исход войны. Не они 1418 дней и ночей своей жизни отдали тому, чтобы «пропахав пол-Европы по-пластунски», водрузить флаг над Берлином, сокрушив фашизм.

Следует включить рассказ о памятниках, городах героях.

3) Завершить занятие можно чтением стихотворений, которые предварительно распределяются между учащимися. Они своим содержанием создают определенный эмоциональный фон, приподнятое настроение и могут быть достойным завершением занятия.

Материалы для урока в 10 – 11 классах

Формами работы на уроке в старшей школе могут быть:

  • брейн-ринг: «Встреча с подвигом»; «Современные проблемы распространения фашизма в мире и его проявление в нашей стране»,

  • философский стол «Выполняя интернациональный долг», «Роль личности в истории страны», «Анти националистические движения в современной истории»;

  • диспуты: «Что такое Родина? Как связаны между собой понятия «Родина» и «патриотизм»?», «Почему важно хранить память о знаменательном событии прошедшей войны и тех, кто приближал «праздник со слезами на глазах?», «А должен ли я быть верным своей Родине? В чём это должно проявляться?»;

  • фотовыставки «Города-герои»;

  • презентация фотолетописи «И помнить страшно, и забыть нельзя», в которой можно собрать воспоминания, стихи, фотографии о трудных военных днях.

На основе осмысления старшеклассниками исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне, вклада СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне необходимо создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, развития мировоззренческих убеждений старшеклассников, расширения их социального опыта, развития способностей сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.

При проведении урока целесообразно учитывать то, что учащиеся 10-11 классов в период их обучения в 9 классе изучали историю Второй мировой, поэтому им знакомы следующие факты, явления, процессы и личности: причины, участники, основные этапы военных действий во Второй мировой войне, итоги войны; создание и значение антигитлеровской коалиции, деятельность ее лидеров (Ф. Рузвельта, И. Сталина, У.Черчилля), роль СССР в коалиции; «новый порядок» на оккупированных территориях, политика геноцида, холокост; движение Сопротивления.

Особое внимание в 9 классе уделялось изучению истории Великой

Отечественной войны. Рассматривались темы:

  • этапы и крупнейшие сражения и итоги Великой Отечественной войны (Московское сражение, оборона Ленинграда, Сталинградская битва, битва на Курской дуге, битва за Берлин);

  • вклад СССР в освобождение Европы;

  • деятельность выдающихся полководцев (Г.К. Жукова (1896 – 1974), А.М. Василевского (1895 – 1977), К.К. Рокоссовского (1896 – 1968);

  • героический труд народа в тылу;

  • политику фашистов на оккупированной территории и мужественную борьбу народа в тылу врага (партизанское движение, подполье);

  • главные факторы Великой Победы нашего народа.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов iconМетодические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного...
Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной...

Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов iconМетодические рекомендации по проведению мероприятий, приуроченных...
Великой Отечественной Войне 1941-1945 г г., департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области направляет для...

Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов iconУчебно-методические материалы к проведению тематических уроков, посвящённых...
Дополнительные учебно-методические материалы к проведению тематических уроков, посвящённых празднованию 70-летия Победы в Великой...

Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению празднования...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь работникам культурно-досуговых учреждений при планировании,...

Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению празднования...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь работникам культурно-досуговых учреждений при планировании,...

Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов iconРаспоряжение Правительства Москвы от 25 июня 2013 г. №339-рп "Об...
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2013 г. N 417 "О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины...

Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий,...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководителям и специалистам учреждений культурно-досугового...

Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий,...
Х 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также образцы положений о проведении мероприятий и сценариев в помощь руководителям...

Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов icon2015 год в России
Победы в Великой Отечественной войне. Указ Президента Российской Федерации от 25. 04. 2013 г. №417 «О подготовке и проведении празднования...

Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов iconРекомендации по проведению урока (дня) в образовательных учреждениях-...
Российской Федерации, посвященных 70 -й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск