Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими (1918-1991 гг.)






НазваниеВоенные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими (1918-1991 гг.)
страница1/7
Дата публикации18.06.2015
Размер0.91 Mb.
ТипАвтореферат
h.120-bal.ru > Военное дело > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7


ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


На правах рукописи


КУЗНЕЦОВ Андрей Михайлович


ВОЕННЫЕ МУЗЕИ И ИХ РОЛЬ

В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ (1918–1991 гг.)

Специальность 07. 00. 02. – Отечественная история
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

МОСКВА − 2009
Диссертация выполнена на кафедре истории Военного университета

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Захаров Владимир Владимирович,

доктор исторических наук, профессор

Печень Николай Анатольевич,

доктор исторических наук, профессор

Филипповых Дмитрий Николаевич


Ведущая организация − Институт военной истории МО РФ


Защита диссертации состоится « » ____________ 2009 года в ____ часов на заседании диссертационного совета по историческим наукам (Д. 215. 005. 06) при Военном университете (123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14)
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.


Автореферат разослан « » ____________ 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

по историческим наукам

кандидат исторических наук, профессор А. М. Махров



I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
В настоящее время перед органами государственного и военного управления стоит задача укрепления морально-психологического состояния личного состава Вооруженных сил России. Практика воспитательной работы выработала множество направлений, форм и методов ее решения, однако особое внимание следует уделить умелому и профессиональному использованию предметов материальной культуры воинской деятельности и быта, хранящихся в военных музеях.

История создания, развития и функционирования отечественных военных музеев свидетельствует о том, что они несли и несут в себе огромный воспитательный потенциал, направленный на формирование у русского воинства чувства любви к своей Родине, вооруженным силам, преданности лучшим воинским традициям.

Изучение исторического опыта деятельности отечественных военных музеев на различных этапах своего существования позволит расширить практические возможности в организации досуга военнослужащих, будет способствовать воспитанию личного состава на примерах героического прошлого нашей Родины.

Одним из наиболее значимых периодов в развитии отечественных военных музеев явился период с 1918 по 1991 гг., в ходе которого были практически заново созданы организационно-правовые основы военно-музейной сети, накоплен богатый опыт по культурному обслуживанию военнослужащих и других категорий посетителей.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, недостаточной разработанностью, отсутствием крупных обобщающих научных трудов, раскрывающих становление и развитие отечественных военных музеев и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими в 1918–1991 гг.

Во-вторых, необходимостью совершенствования деятельности органов государственного и военного управления, воспитательных структур в области культурного обслуживания личного состава Вооруженных сил России на основе опыта, накопленного отечественными военными музеями.

В-третьих, потребностью выработки и совершенствования концепции воспитательной работы, социально-культурной деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации в новых исторических условиях.

В-четвертых, возрастанием внимания общественности к предметам материальной культуры воинской деятельности и быта отечественных вооруженных сил, хранящихся в военных музеях, и возможностью их использования в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Степень научной разработанности проблемы

Проведенный диссертантом анализ исторических трудов, посвященных становлению и развитию военно-музейной сети в 1918–1991 гг., позволил выделить два периода в развитии историографии проблемы. Первый период – 1918 – начало 1990-х гг. (советский), второй период – начало 1990-х гг. по настоящее время (постсоветский).

По мнению автора главным критерием для выделения указанных периодов явились смены политических, социальных, экономических и духовных основ нашего государства, что существенным образом влияло на характер исторического анализа деятельности советской военно-музейной сети.

В первый период историографии учеными-исследователями была проведена определенная работа по сбору, систематизации и публикации исторических документов, касавшихся изучения процессов становления и развития военных музеев в 1918–1991 гг.

Работа по теоретическому осмыслению деятельности военно-музейной сети началась в 1920-е годы. Н. Александрова в своем диссертационном исследовании «Российские военные музеи в первой трети XX века: из истории организации и деятельности» приводит слова специалиста в области музееведения С. Полунина, который утверждал, что «… было не до музеев и неудивительно поэтому, что этот период (1918–1928 гг.) для музейного строительства в РККА был периодом полного затишья»1.

Можно согласиться с тем, что в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции в России действительно было не до проблем теоретического осмысления деятельности военно-музейной сети, так как основные усилия государственного, партийного и военного руководства были направлены на сохранение музейных памятников и коллекций. Однако изучение историографии межвоенного периода развития нашего государства показало, что в эти годы стали появляться работы историков, посвященные деятельности военных музеев.

В межвоенные годы (1921–июнь 1941г.) усилия отечественных историков были сосредоточены на двух направлениях: обобщение опыта деятельности отдельных военных музеев и создание трудов, в которых предпринимались попытки показать процесс развития советского военно-музейного дела в целом применительно к новым историческим условиям.

К числу авторов, анализирующих в своих трудах опыт деятельности отдельных военных музеев, можно отнести Н. Остоженского, В. Военного, П. Быкова, А. Давыдова, М. Пещанского, В. Арендта, Н. Якушина, К. Василенко, Н. Логинова, В. Мацулевича и др.2. Большинство работ было посвящено деятельности Центрального музея Красной Армии. Это объяснялось тем, что уже в те времена указанному музею неофициально стало отводиться место головного музея отечественных вооруженных сил.

Следует отметить, что сужение изучения проблем военно-музейного строительства до рамок исследования опыта деятельности отдельных военных музеев не способствовало выходу в свет обобщающих трудов исторического характера. Исследователи ограничивались, как правило, отдельными публикациями в периодических изданиях и написанием путеводителей по музеям.

В 1920–1930-е гг. по мере накопления и обобщения опыта военно-музейного строительства в СССР стали выходить труды, авторы которых предприняли попытку оценить характер развития военно-музейной сети страны, сформулировать задачи военных музеев, определить их роль в культурно-просветительной работе с личным составом РККА и РККФ1.

На рубеже 1920–1930-х гг. стала появляться литература справочно-методического характера2. Особо следует отметить работу А. Иванова «Путеводитель по музеям для военных экскурсантов», которая стала, по-существу, первой подобного рода. В ней автор сформулировал сущность и предназначение советских военных музеев, дал краткую характеристику существующим на то время военным музеям, изложил правила поведения в музеях и т. д.

В 1920-е гг. начался процесс воссоздания дивизионных и полковых музеев в армии и на флоте, которые прекратили свое существования после событий, связанных с Октябрьской революцией, Гражданской войной и иностранной военной интервенцией в России. Практическая деятельность полковых музейных образований потребовала ее теоретического обобщения и осмысления, выработке дальнейших направлений работы1.

Диссертант отмечает, что определенную лепту в историографию проблемы в межвоенный период внесли такие видные государственные и партийные деятели, как В. И. Ленин, М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский и др.2.

В своих речах, выступлениях и статьях они поднимали такие важные вопросы, как участие музеев в воспитании народных масс, сохранение и приумножение музейных коллекций, необходимость государственной поддержки музейной сети, недопустимость перепрофилирования военных музеев, усиление их работы по культурному обслуживанию военнослужащих3.

Таким образом, основные усилия историков в межвоенный период были направлены на изучение деятельности военно-музейной сети в новых исторических условиях. Несмотря на известную узость при анализе проблем, стоящих перед военными музеями, историография данного периода заложила определенный фундамент для дальнейшей работы.

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. определила новые реалии функционирования советской военно-музейной сети. Они были таковы, что условия военного времени отодвинули на второй план научно-теоретическую деятельность военных музеев, выдвинув на передний край практическую работу по сохранению своих фондов и коллекций, сбору и показу исторических предметов Второй Мировой и Великой Отечественных войн, а так же деятельность по культурному обслуживанию личного состава действующих армии и флота. Обобщенный опыт по решению указанных задач как военно-музейной сетью в целом, так и отдельными военными музеями нашел свое воплощение в ряде работ и трудов, изданных в годы Великой Отечественной войны4.

Период конца 1940-х–начала 1950-х гг. не был ознаменован выходом в свет крупных трудов, в которых затрагивались бы проблемы функционирования отечественных военных музеев. Это объяснялось тем, что основные усилия военных музееведов, музейных работников, специалистов в области музейного дела были направлены на восстановление разрушенного войной музейного хозяйства, теоретическое осмысление опыта деятельности военных музеев в годы Великой Отечественной войны. В этот период были опубликованы работы, посвященные проблемам функционирования отдельных музеев как в военные, так и в послевоенные годы1.

В первые послевоенные годы начался процесс активного восстановления сети полковых музеев, которые в годы Великой Отечественной войны в подавляющем большинстве прекратили свое существование. В вышедших в начале 1950-х гг. работах была подвергнута анализу их деятельность. Особого внимания заслуживает труд Е. Кирпоноса «Комната-музей в части»2. В нем была предпринята попытка освещения передового опыта функционирования комнат-музеев в частях и на кораблях, даны практические рекомендации по их созданию, подняты наиболее злободневные проблемы деятельности советов комнат-музеев по воспитанию и культурному обслуживанию личного состава.

Таким образом, периоды Великой Отечественной войны, конца 1940–начала 1950-х гг. не представили исторической науке крупных трудов, в которых исследовалась бы деятельность военно-музейной сети советского периода. Однако в это время продолжался процесс накопления фактологического материала о функционировании военных и полковых музеев. Большое внимание было уделено исследованию работы музеев в условиях военного времени.

В середине 1950-х гг. с целью обобщения и анализа опыта, накопленного отечественными музеями, в том числе и военными, НИИ музееведения, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11 января 1954 г., приступил к разработке основных проблем изучения истории музейного дела, готовя многотомный труд3. В результате работы большого коллектива исследователей в свет вышло семь выпусков «Очерков истории музейного дела в СССР»1.

Значительное место в указанном труде было отведено вопросам теории и истории военных музеев советского периода. В частности, в 7-м выпуске «Очерков …» Е. Востоков предпринял попытку издания комплексного и целостного труда, раскрывающего особенности развития отечественных военно-исторических музеев в советский этап своего существования2.

Соискатель считает необходимым отметить, что Евгений Иванович Востоков был наиболее крупным исследователем советского военно-музейного дела в период 1950–1970-х гг. Возглавляя Центральный музей Советской Армии, отдел культуры и школ управления агитации и пропаганды ГлавПУ СА и ВМФ, он накопил значительный опыт исследования отечественной военно-музейной сети, нашедший свое отражение в ряде научных трудов и публикаций3.

В 1950-е гг. вышла в свет Большая Советская Энциклопедия под редакцией Б. Введенского. В ней впервые было дано определение военно-исторического музея4.

Вехой в историографии проблемы советского периода стало издание в 1955 г. сборника «Основы советского музееведения». В его заключительной главе под названием «Массовая работа музеев» (написана Р. Мечниковой при участии Д. Равикович, К. Митяева, А. Семеновой) была предпринята едва ли не первая попытка в музееведении систематизировать материал, касаемый сущности и содержания культурно-просветительной работы советских музеев, обобщить ее формы и методы5.

Заслуживает внимания статья И. Чудова «От выставки к музею», написанная в 1962 г., в которой автор воспроизвел события, рассказывающие о создании в 1919 и 1923 гг. двух крупных выставок. Первая была приурочена к открытию II Конгресса Коминтерна, а вторая – к 5-летию РККА6. Указанные выставки послужили важными вехами в становлении советской военно-музейной сети.

Таким образом, период середины 1950-х–начала 1960-х гг. был ознаменован выходом в свет первых научных трудов, в которых предпринималась попытка комплексного освещения процесса развития отечественных музеев в советский период. Большой вклад в исследование деятельности военных музеев внес Е. Востоков.

В 1960–1970-е гг. по мере роста численности войсковых музеев в СА и ВМФ, расширения объема решаемых ими задач появилась потребность обобщить накопленный опыт работы, обменяться им с коллегами, наметить пути ее дальнейшего развития. Этому способствовали издаваемые труды, публикации в периодической печати1.

Начиная с 1960-х гг. стали издаваться труды, посвященные патриотическому воспитанию советских людей с использованием музейных средств. Следует отметить, что пальму первенства в указанной работе держали центральные музеи, так как они законодательно являлись головными научными и методическими центрами в отраслевых музейных сетях. По проблеме военно-патриотического воспитания были выпущены труды сотрудников Центрального музея революции СССР и Государственного исторического музея, а так же представителей военно-политических органов2. Необходимо отдельно выделить работу специалистов НИИ культуры, посвященную изучению проблемы патриотического воспитания на основе отечественного историко-культурного наследия3.

Важной вехой в изучении теории развития советских военных музеев стал выход в 1976 г. первого тома Советской Военной Энциклопедии. Всего за период с 1976 по 1980 гг. было выпущено 8 томов указанной энциклопедии. Следует отметить, что в этом издании было уточнено определение военно-исторических музеев, дана их классификация1.

В середине 1970 – начале 1980-х гг, стали появляться диссертационные исследования, затрагивавшие те или иные аспекты функционирования отечественных военных музеев2. Как показал анализ основной упор в них был сделан на изучение опыта пропагандистской и воспитательной работы военных музеев с личным составом армии и флота.

С середины 1980-х гг., когда начался период перестройки и гласности, появилась возможность более объективного и комплексного изучения становления и развития отечественных военных музеев в советский период.

В диссертационном исследовании Е. Рафиенко был дан анализ процессу становления музеев революции и Красной Армии в период с 1917 по конец 1920-х гг.3 . При том, что автором был введен в научный оборот целый ряд неизвестных ранее документов, в работе не прослеживался комплексный подход в освещении деятельности советской военно-музейной сети в рассматриваемый период.

В изданных с середины 1980-х гг. научных трудах, монографиях, публикациях показывались не только достижения военных музеев в деле воспитания и культурного обслуживания воинов армии и флота, но и анализировались просчеты и недостатки, которые снижали эффективность выполнения музеями поставленных перед ними задач1.

По мнению автора известного внимания заслуживает работа «Музееведение Музеи исторического профиля», созданная совместными усилиями музееведами Государственного исторического музея и Музея немецкой истории ГДР2. В указанном труде анализируются теоретические и исторические основы музееведения, раскрываются направления практической деятельности музеев, содержатся сведения о строительстве и сохранении музейных зданий. Особый интерес для темы настоящего исследования представляет раздел, посвященный развитию музеев в эпоху социализма, то есть в советский период. В нем помещен ряд фактов о становлении и развитиии отечественной военно-музейной сети.

Таким образом, в ходе первого периода историографии проблемы шел целенаправленный и непрерывный процесс накопления исторического материала о становлении и деятельности отечественных военных музеев, научный уровень которого постоянно повышался.

Следует отметить, что на историографию советского периода определенным образом повлияли идеологические установки и политическая конъюнктура в стране. В условиях ограниченной методологической базы, отсутствия широкого доступа к наиболее важным источникам это приводило к поверхностному и тенденциозному освещению проблем функционирования военных музеев, обедняло объективный анализ, сказывалось на ценности практических выводов и рекомендаций.

Несмотря на появление определенного количество работ, затрагивавших военно-музейную проблематику, вопросы комплексного изучения становления, развития военных музеев советского периода и их работы по культурному обслуживанию военнослужащих в исторических трудах не получили всесторонней разработки.

Второй период историографии, постсоветский, характеризуется ликвидацией жестких идеологических рамок, плюрализмом мнений, открытостью архивов, доступностью новых источников, появлением ранее неизвестных материалов в периодической печати.

Существенный вклад в постсоветскую историографию по изучению деятельности отечественных военных музеев внесла Н. Александрова, научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. Пушкина. В своих трудах ей было проанализировано большое количество материалов, касавшихся развития военно-музейной сети в период с конца XIX до первой трети XX в.1.

Значительный интерес представляет подготовленное ей диссертационное исследование на тему: «Российские военные музеи в первой трети XX века: из истории организации и деятельности». В ней автор на основе изучения документов ряда отечественных архивов (РГВА, научных архивов Центрального музея Вооруженных сил, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, отдела письменных источников Государственного исторического музея) представила свое видение на развитие военно-музейной сети в исследуемый период.

С середины 1990-х гг. стали появляться диссертации, посвященные различным аспектам деятельности военных музеев в советский период.

В работе Л. Зайцевой были обобщены и проанализированы материалы, касавшиеся знаменной коллекции Центрального музея Вооруженных сил, которая выступила в качестве исторического источника по изучению истории Советской Армии в 1918–1945 гг.2.

В труде И. Колоусовой были исследованы место и роль военных музеев в интернациональном воспитании советских воинов в 1967–1985 гг., вскрыты проблемы, имевшие место в ходе его осуществления, показаны опыт и уроки, которые могут быть учтены в практике военно-музейной работы современности3 .

В исследовании С. Бориснева рассмотрены вопросы участия военных музеев в военно-исторической работе, в оказании помощи при написании истории частей и соединений Советских Вооруженных сил4 .

В ряде других диссертационных исследований были затронуты вопросы военно-патриотической, военно-исторической и культурно-просветительной работы отечественных военных музеев советского периода5.

Начиная со второй половины 1990-х гг., на страницах периодической печати стали появляться статьи, рассказывающие как об истории, так и о современном состоянии музеев Вооруженных сил России. Статьи можно условно разделить на публикации исторической направленности1, методического содержания2, полемичного характера3.

Особого внимания заслуживают работы Ф. Овсюка, старшего научного сотрудника Центрального музея Вооруженных сил, в которых он рассматривает актуальные вопросы и проблемы развития военных музеев в дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Красной нитью через его труды проходит мысль о бережном отношении к собственной истории, не заниматься выискиванием «черных пятен», опираться на положительный опыт при выработке путей дальнейшего развития военно-музейной сети РФ1.

В конце XX–начале XXI вв. появились диссертационные исследования, посвященные вопросам истории и теории музейного дела на различных этапах существования и в различных регионах нашей страны2. На первый взгляд может показаться, что проблемы, затрагиваемые в указанных трудах далеки от темы настоящего исследования. Однако не совсем правильным было бы так утверждать. Дело в том, что военно-музейная сеть является составной частью государственной музейной сети и использует в своей работе те же теоретико-методологические подходы в организации музейной деятельности, которые выработаны в масштабе страны. Поэтому в материалах, посвященных исследованию музеев как институтов социально-культурной деятельности, анализу государственной политики в области музейного дела, изучению опыта использования музейной экспозиции как средства воспитания и пр. содержится много полезного и интересного, что можно было бы учесть в практике военно-музейной работы.

Определенный интерес представляет диссертационное исследование Л. Скосаревой1. Несмотря на то, что работа посвящена истории становления и развития пограничных музеев в ней содержится множество материалов, как историографического, так и содержательного характера, относящихся к проблеме настоящей диссертации.

В начале XXI в. стали появляться труды учебного и методического содержания, посвященные историческим вопросам деятельности отечественных военных музеев2. Определенный интерес представляет издание «Музееведение», выпущенное Н. Бардыго в 2000 г. В нем имеется специальный раздел под названием «Становление и развитие военно-исторических музеев в России», в котором подняты вопросы развития отечественной военно-музейной сети в советский период.

Большим подспорьем в плане опубликования материалов, рассказывающих об истории создания и развития отечественных военных музеев послужило возобновление, начиная с 1997 г., выпуска информационно-методических сборников Центрального музея Вооруженных сил. Указанный музей в настоящее время является головным военным музеем военно-музейной сети ВС РФ, что дает ему право публиковать на страницах своего сборника материалы, касающиеся не только собственной истории, но и истории развития военных музеев родов, видов, округов и флотов отечественных Вооруженных сил. Так, в специально созданных рубриках «Военные музеи: проблемы, опыт, рекомендации» и «Страницы истории» вышли в свет статьи, рассказывающие об отдельных вехах создания самого Центрального музея Вооруженных сил3, об истории возникновения и деятельности Центрального музея Военно-Воздушных сил4, музея Войск ПВО5, музея истории Воздушно-десантных войск6 и др.

На рубеже XIX–XX вв. ряд военных музеев отпраздновали юбилеи своего существования, что способствовало выходу ряду монографий, в которых увидели свет материалы, рассказывающие о развитии как конкретных музеев, так и военно-музейной сети страны, в целом1.

Таким образом, историография постсоветского периода опирается на малоисследованные исторические документы, которые нашли свое отражение в широком спектре работ, посвященных военно-музейному делу – диссертациях, монографиях, справочных изданиях, учебных и методических пособиях, публикациях в периодической печати. Отмена идеологического диктата явилась важным условием объективного и всестороннего научного исследования деятельности советской военно-музейной сети. Однако к крупным, цельным работам, преследующим комплексный анализ становления и развития военных музеев, а так же их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими в период с 1918 по 1991 г., никто так и не подошел.

Актуальность, недостаточная степень разработанности проблемы обусловили выбор темы, определили объект, предмет, научную проблему, хронологические рамки, цель и задачи данного диссертационного исследования.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими (1918-1991 гг.) icon«История международных отношений и дипломатии во второй половине...
Целостного научного восприятия российской и всемирной истории, углубить и расширить знания студентов по внешнеполитическим проблемам...

Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими (1918-1991 гг.) iconЛ. Г. Самойленко (Киев, Украина)
Это так называемые общественные музеи или музеи на общественных началах, народные

Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими (1918-1991 гг.) iconРоль совета = «диван» военные и финансовые вопросы
Середина XIII в. – внук Ч. Хубилай переносит столицу в Пекин и основывает династию Юань

Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими (1918-1991 гг.) iconКультурно-просветительская деятельность библиотек Оренбуржья
Перемены в современном обществе и культуре способствуют изменению роли библиотеки, расширению культурно-просветительской деятельности,...

Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими (1918-1991 гг.) iconКафедра всеобщей истории
Вопросы для подготовки к контрольной работе «Внутриполитическое развитие Англии между двумя мировыми войнами». 1918 -1939 гг

Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими (1918-1991 гг.) iconНаседкин К. А., Трегуб Н. И
Портал «Музеи России» работает 11 лет, с 1996 года. Это не такой значительный срок для музея, так как многие музеи в России работают...

Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими (1918-1991 гг.) iconДоцент кафедры русского языка
В ней участвовало более 60 государств с населением 1,7 млрд чел.; военные действия шли на территории 40 из них. Общая численность...

Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими (1918-1991 гг.) iconТема: Первая мировая война (1914-1918)
Раскрыть причины, цели участников, характер войны; выяснить какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал...

Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими (1918-1991 гг.) iconКультурно историческое событие
Цель работы: исследование культурно исторического события «Олимпийские игры» как идеи Мира на Земле

Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими (1918-1991 гг.) iconМетодические рекомендации в помощь работникам учреждений культурно-досугового...
Под учреждением культурно-досугового типа понимается организация, основной деятельностью которой является представление населению...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск