Исследовательская работа на тему: «Отражение Великой Отечественной войны в плакатном искусстве» Работу






НазваниеИсследовательская работа на тему: «Отражение Великой Отечественной войны в плакатном искусстве» Работу
страница1/3
Дата публикации18.06.2015
Размер0.52 Mb.
ТипИсследовательская работа
h.120-bal.ru > Военное дело > Исследовательская работа
  1   2   3



Министерство образования и науки Республики Татарстан

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9

с углубленным изучением отдельных предметов»

Елабужского муниципального района


Исследовательская работа

на тему:

«Отражение Великой Отечественной войны в плакатном искусстве»
Работу выполнила:

ученица 10 Б класса

Штин Анна

Педагог: Мустафина Айгуль Фагимовна, учитель истории


Елабуга 2010
Содержание

Введение………………………………………………………..……………….…3

Глава I. Из истории плаката………………………………………..……….……4

§ 1. Плакат…………………………………............................................……...4

§ 2. Из истории плаката………………………………………………………..8

§ 3. Из истории советского плаката…………………………...…………….12

Глава II. Отражение Великой Отечественной войны в плакате ………….….18

§ 1. Советский плакат Великой Отечественной войны……………..….....18

§ 2. Германский плакат периода военных действий……………………....39

Заключение…………………………………………………………………..…...45

Список использованных источников и литературы……………………….......46

Введение.

Изучение Второй Мировой войны в канун 65-летия ее победы очень актуально. С каждым годом мы узнаем все больше нового материала. Открываются ранее не известные страницы истории.

Мы изучаем отдельные факты, события, а как же обстояло дело с искусством в военное время. Как велась пропаганда, так характерная для тоталитарных режимов? Существуют ли общие и различные черты между агитационными жанрами искусства? И можно ли рассмотреть ВОВ через призму плакатного искусства? На эти и многие другие вопросы мы постараемся найти ответы.

Таким образом, наша цель – отразить ВОВ в политическом плакате.

Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю возникновения плаката

  2. Охарактеризовать советский плакат времен ВОВ

  3. Рассмотреть плакаты Германии в период военных действий

  4. Проанализировать общие и отличительные черты политических плакатов военных лет.

Хронологические рамки исследования охватывает период с 1941-1945 гг., то есть с момента объявления войны СССР и до подписания капитуляции Германии.

Объектом исследования выступает плакатное искусство времен Второй Мировой войны.

Предмет исследования – отражение Второй Мировой войны в плакатном искусстве.

Методами исследования в работе выступают: анализ исторической литературы в аспекте изучаемой проблемы; метод исторической реконструкции, основывающийся на восстановлении однозначных документальных свидетельств; метод исторической ретроспекции – для определения роли рассматриваемых лиц и событий с точки зрения современности, с позиций современного уровня знаний.

Глава 1. Из истории плаката.
§1. Плакат.
Плакат разнообразен не только по размерам, он богат по видам, жанрам и формам. Он прочно вошел в общественно-политическую, хозяйственную и культурную жизнь страны, в наш быт.

Плакат (нем. Plakat, от фр. placard — калька, объявление, афиша, от англ. Poster – почта, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. В другом значении — разновидность графики. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий».[1] Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации.

Виды плакатов очень многообразны. Это наиболее массовый вид изобразительного искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации и пропаганды или служащий целям рекламы, инструктажа, информации и обучения.

Соответственно своему назначению плакаты делятся на следующие:

- политические —агитационные, пропагандистские и лубки;

- рекламные — торговые и зрелищные (театральные, киноплака­ты, цирковые, выставочные и т. д.);

- инструктивные —по технике безопасности, сангигиене, агротех­нике и т. д.;

- информационные — лотерейные, библиотечные и т. п.;

- учебные — пособия по различным областям знаний;

- монографические,— посвященные выдающимся деятелям, со­бытиям, юбилеям.1

По технике воспроизведения плакаты бывают:

- печатные,— издающиеся массовым тиражом при помощи лито­графских или офсетных машин;

- трафаретно-шелкографские,— тиражируемые ручным способом при посредстве трафаретов из картона или матриц на шелковой или нейлоновой (как очень прочной) сетке, первым способом вруч­ную печатались «Окна РОСТА» и «Окна ТАСС»; вторым — шелкографским (усовершенствованным трафаретным) способом тиражи­ровались советские «Агитплакаты».2

- рисованные от руки —в одном или нескольких экземплярах, например: реклама фильмов на фасаде кинотеатров, торговая или другая реклама на брандмауэрах многоэтажных зданий, раз­ные по содержанию плакаты на специальных щитах вдоль шоссей­ных дорог, самодеятельные «Не проходите мимо» или «Окна са­тиры», плакаты-молнии на производстве, в полевых станах и т. д.;

- световые — статичные или динамичные, сочетающиеся с изо­бражением, или чисто шрифтовые с широким использованием цветного неона и аргона (главным образом для городской рекламы) или обычных электрических ламп (при оформлении празд­неств);

- объемные — сложные по конструкции сооружения.3

Плакаты выполняются разными материалами: углем, сангиной, карандашом, гуашью, акварелью, темперой, маслом — на бумаге, картоне, фанере, холсте и т. д.

Разнятся между собой плакаты по жанру.

Существуют плакаты призывные (героические) и сатирические, иногда сочетающие в себе ту и другую особенности, юмористиче­ские, декоративные и «чисто» шрифтовые. Название «декоративный» условно. Декоративными принято считать все плакаты без изображения человека и главным образом такие, где текст плаката «оформлен» орнаментом или символическими элементами вроде флагов, герба, и т. д Свойства же декоративности — яркость, броскость, активность цветовых сочетаний — должны быть присущи и другим жанрам плаката.

И, наконец, самый важный признак различия в плакатах — это степень их идейно-художественного качества. Об этом луч­ше всего можно судить по политическому плакату, так как это самый массовый вид советского изобразительного искусства, одна из самых действенных и доходчивых форм агитации, обра­щенной к широким массам зрителей.

В процессе своего развития политический плакат определился, как особая форма изобразительного искусства. Об этом плакате и будет идти речь впереди.

К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

Нельзя не восхищаться тем, какая многомиллионная аудито­рия зрителей, и притом одновременно за короткий период, предо­ставляется размноженному полиграфией политическому плакату! Такой аудитории не имеет никакой другой вид изобразительно­го искусства, если не считать карикатуры и рисунки, публикуемые на страницах центральных газет.

Специфика плаката

Искусство политического плаката должно отражать не только существующее - передовое или отсталое, но и звать вперед, заглядывать в будущее, порой опережая ход событий.

Плакатисты очень часто «прижаты» к событиям вплотную. Ждать, пока событие отодвинется, у них нет времени. Нужно забегать вперед, для того чтобы «тащить понятое время». Для этого, помимо политической и профессиональной грамотности, помимо изучения и знания жизни, нужны большая сила воображения и яркая творческая фантазия.

Словом, «...считающиеся легкими агитки на самом деле требуют самого напряженного труда и различнейших ухищрений, возмешающих недостаток времени».1 Создание «агитки» - далеко не простое, достойное всякого уважения дело.

Назначение плаката – звать и убеждать.

При небольшом формате листа плакат обязан оперировать крупными изображениями, иначе он не будет достаточно заметен.

Лаконизм и выразительность текста плаката имеют огромное значение в достижении ударной силы плаката, страстности агитационного призыва, в том, что этот призыв укоренялся в сознании зрителя, внушало ему определенную мысль, убеждение.


§ 2. Из истории плаката
Человечеству плакат известен с давних времен. Впервые плакаты появились в Древнем Египте. Это было связано с господствовавшим тогда рабовладельческим строем, и тем, что иногда рабам удавалось бежать. И именно для того, чтобы разместить информацию о поимке беглых рабов, в то время применялись особые объявления, которые, с некоторой натяжкой, можно считать родоначальниками современных плакатов.

Далее, по мере развития культуры и искусства, своеобразные плакаты стали применять в Древней Греции и Риме для оповещения населения о предстоящих спектаклях и цирковых представлениях и коммерческих сделках.

Считается, что первый в истории рекламный плакат напечатал книготорговец Батдольд в 1482 г. для рекламы нового издания "Геометрии" Эвклида. Он не сохранился. До нас дошел плакат 1491 г., который предлагал почтенной публике рыцарский роман "Прекрасная Мелузина".

Однако настоящее рождение плаката произошло существенно позже – в XIX веке.

В 1796 г. история создания плаката продолжилась – немец Алоиз Зенефельдер изобрел новый способ печатания изображений. На особый камень химическим составом наносился рисунок, после чего камень покрывался краской, ложившейся только на след состава. С этого камня печатался тираж на бумаге, и такая технология делала тиражирование плакатов намного дешевле.

Следующей важной вехой в истории создания плаката считают открытие метода хромолитографии. Это открытие часто приписывают парижанину Годфруа Энгельману, получившему за него в 1838 г. премию в 2000 франков. Однако это не так. Русский художник Корнилий Яковлевич Тромонин уже в 1832 г. отпечатал тем же методом иллюстрации к книге о князе Святославе тиражом в 600 экземпляров. Он же начал первым издавать альбомы с цветными репродукциями произведений искусства.

Еще одни этапом истории развития плаката стал 1865 г., когда упростился технологический процесс. Австрийский барон фон Рансонет изобрел метод фотохромолитографии, основанный на применении фотографического изображения и позволявший получать практически любые цвета за счет трех красок – синей, красной и желтой. Появилась возможность изготовления относительно дешевых, но передававших натуральные краски цветных репродукций массовым тиражом.

Началом истории плаката считается 1866, когда француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основал небольшую литографию в Париже. Именно этот человек сформулировал основные принципы современного плаката – броскость, возможность восприятия изображения и текста "на ходу", лаконичность и концентрацию внимания на одной главной фигуре. Шере создал больше тысячи плакатов, в основном это была реклама кафешантанов, маскарадов, выставок.

Рост популярности плаката связан с увеличением общественно-политической и культурной жизни (развитие зрелищных учреждений, увеличение количества промышленных и художественных выставок, с появлением митингов и манифестаций).

Представители жанра плаката 2-й половины XIX века: Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек, Т.Стейнлен, Э. Грассе и А. Муха (Франция) (считается, что в работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты плаката: обобщённость форм, гротескность, кадрированность изображения, использование силуэта, приём яркого цветового пятна); О. Бёрдсли, Ф. Брэнгвин (Англия); У. Брэдли, Э. Пенфилд (США); О. Фишера (Германия).1

В 1897 г. в Петербурге под покровительством "Общества поощрения художеств" открылась Международная выставка плакатов и афиш. Это был первый общественный смотр нового жанра. Выставка, оказавшая большое воздействие на становление изобразительной рекламы в России, собрала около 700 произведений из 13 стран. 200 работ представила Франция, 100 - США, 100 - Германия. Русский раздел включал 28 плакатов. На выставку привезли 19 плакатов родоначальника жанра - Ж.Шере, 18 листов А.Мухи, были работы А.Тулуз-Лотрека, П.Боннара. 1

В начале XX века для рекламных плакатов становится явной тенденция к предметному, конкретному изображению рекламируемого объекта. Пионерами в этом стали художники Германии: Л. Бернхард, Ю. Клингер, Л. Хольвайн. С 20-х гг. тенденция распространилась на другие страны. Одним из классиков жанра, ярко выразившим стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) является французский художник А. М. Кассандр.2

Отдельное место в ряду рекламных плакатов занимают плакаты рекламирующие фильмы (киноплакаты). Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа. Первоначально киноплакаты создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. Позже в плакат добавилась образность, стремление показать главных героев, передать жанр фильма и пр.

С 1920-1930-х г. г. плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве.

В отдельный вид плаката можно выделить политический плакат, появившийся в начале XX века. Представители авторов плаката этого времени: французский художник Т. Стейнлен, немецкие художники Ю. Вальткорн и К. Кольвиц.3

Во время Первой мировой войны (19141918 г. г.) большое распространение получил агитационный плакат. Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и т. п. Стилистика этой разновидности плаката оказала влияние на последующие жанры. Представители, работавшие в этом жанре: А. Лит (Англия), Ж. Февр (Франция).1

В 19201930-е г. г. активно развивается политический плакат. Для этого времени характерна проникнутость революционным пафосом. К представителям этого направления относятся такие художники, как Р. Береннь, М. Биро, Б. Уиц (Венгрия).2

19391945 г. г. — появляются выборные плакаты компартий и антифашистские плакаты, а после окончания Второй мировой войны — появляются плакаты в защиту мира. Представители: Г. Пехштейн, Джон Хартфилд (Германия); П. Пикассо (Франция); Л. Мендес (Мексика); Т. Трепковской (Польша).3

В 19201970 г. г. в стилистику плаката активно входит живопись, графика и фотоискусство. Представители, работавшие в жанре фотомонтажного плаката: Дж. Хартфилд и советский художник Г. Г. Клуцис.4

26 октября 1993 года — в Гонконге отпечатан самый большой в мире плакат (его площадь составила 21 936 м²).5

Большое влияние на стилистическую эволюцию плаката оказало развитие средств массовой информации и полиграфии.

§3. Из истории советского плаката
Известная исследовательница российского плаката Н. И. Бабурина пишет: «Собственно история, активное развитие плаката в России и превращение его в особый вид графического искусства начинается так же, как в Западной Европе, в последней четверти XIX века. На это время падает широкое распространение рекламного плаката, внедрение его в быт и в облик города».1 По мнению Бабуриной российскую плакатную рекламу можно разделить на три направления:

- Торгово-промышленное;

- Социально-политическое;

- Зрелищные.

В торгово-промышленном направлении до конца XIX века преобладал предметный характер изображения: товары представлялись в натуралистическом виде, без применения каких-либо творческих идей. Подобный взгляд на создание торгового плаката изменился после Международной выставки художественных афиш, состоявшейся в 1897 г. в Санкт-Петербурге. Новое видение и исполнение работ в жанре плаката началось с деятельности художников, входивших в объединения «Мир искусств», "Искусство и художественная промышленность", "Золотое руно", в частности, М. Врубеля, Е. Лансере и др. Кстати, печать плакатов Петербург освоил весьма быстро. Во время технической революции город стал еще и экономической столицей, вобрав в себя цвет российского предпринимательства. Потому печать плакатов Петербург осуществлял с изысканным вкусом, подстать столичному шику.

Особое место в торгово-промышленном направлении занимал книготорговый плакат, расцвет этого жанра пришелся на 1880-е гг. В начале XX века плакаты торгово-промышленного направления перестают носить только предметный характер, наиболее яркие примеры – плакат, выполненный для товарищества «Эйнем» со слоганом «Мой первый шаг за печеньем «Эйнем» и плакат  для товарищества «Сиу и К°» со слоганом «Впереди всех печенье «Сиу и К°».

Зрелищные плакаты имели несколько иную стилистику, чем торгово-промышленные, так как были рассчитаны на более узкий круг лиц – представителей высших сословий. Создавая зрелищные плакаты, художники часто обращались к античной символике, историческим стилизациям, аллегории. Например, афиша К. Сомова «Выставки русских и финляндских художников», выполненная в 1898 г.

Социально-политический плакат только начинал зарождаться в конце XIX века, наиболее известная работа того времени – афиша Л. Бакста «Большой благотворительный базар кукол» 1899 г. Бурное развитие плакатов этого направления пришлось на годы Первой Мировой войны и последовавших за ней революционных переворотов.

В XX веке в плакате происходят изменения. Иллюстративный характер плаката заменяется декоративностью композиции. Художниками используются активные графические средства — работа цветового пятна. Активное пятно на гладком фоне, центровое расположение изображаемого объекта — вот характерные черты плакатов этого периода.

В конце первой четверти XX века плакат приобретает коммерческий характер. Главное — психологическое воздействие на зрителя. Графический плакат тесно связан с процессом торговли. Плакат все больше приспосабливается к требованиям жизни и мышлению людей. Тексты плакатов сокращаются, усиливаются художественные средства. Динамичность жизни рождает динамику образов в рекламе. Увеличивается размеры плаката, расширяется круг идей плакатной графики.

В 1912 г в Санкт-Петербурге открылась выставка «Искусство в книге плакате», название экспозиции подчеркивало изначальную родственность жанров книжной иллюстрации и плаката в восприятии российских художников. Но к началу XX века эти жанры полностью разделяются, плакат утрачивает детализацию и повествовательность, свойственные книжной иллюстрации.

Новый этап в развитии плаката пришелся к периоду Гражданской войны, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайшим символом и сопровождением революции пролетариата и коммунистической партии. Он нес в себе идеи свободы и справедливости.

В 20-е годы художественным языком, отображающим происходящие социальные изменения, стал конструктивизм. Такие художники, как Казимир Малевич, Александр Родченко, братья Штенберги и Эль Лиссицкий активно использовали в своем творчестве различные средства массовой информации, включая печатные издания, фотографии, фильмы и театральные постановки, а также мебель, дизайн интерьеров и архитектуру.1

Почему, собственно, возникла необходимость в плакатах? В двадцатом веке политическому плакату нигде в мире не придавалось такого большого значения, как в СССР. Плакат требовала ситуация: революция, гражданская

война, колоссальное строительство, война против фашизма. Власть ставила перед народом великие задачи. Необходимость непосредственной и быстрой коммуникации – все это послужило основой для развития советского плаката. Он обращался к миллионам, часто решая с ними проблемы жизни и смерти. В революционное время выпускать газеты просто не было ни времени, ни средств, поэтому им нашли достойную и простую замену – плакат. Он предельно понятен, содержал энергичный, емкий, яркий текст и характерное изображение. Он призывал к действиям. А главное – плакат был принят обычными людьми. Так называемые «Окна РОСТА» пользовались необычайным спросом на всех фронтах наравне с провизией, оружием и медикаментами. Плакатами оклеивались все здания городов и сел. Они представлялся некоторым видом оружия – меткое слово лозунгов жгло врага и защищало идеи, и это слово, порой, было единственно верным и сильным оружием, которому нечего было противопоставить.

  Первыми создателями плакатов считаются Д.Моор, В.Маяковский, М.Черемных и В.Дени. Каждый из них создавал свои собственные индивидуальные типы плакатов с характерными приемами и средствами выразительности. Маяковский переводил фронтовые телеграммы в поэзию и рисовал к ним зарисовки. Плакаты Дени знамениты своей яркой сатирой, высмеивающей капиталистов и политиков. Черемных также известен как активный деятель и создатель метких революционных лозунгов.1 Многие плакаты тех лет брались за основу современных, а, пожалуй, самый популярный оригинальный плакат Моора с красноармейцем на фоне фабрик и заводов и лозунгом «А ты записался добровольцем?» знают многие и в наши дни.

Для многих людей плакаты становились настоящими вестями с фронта. Присланные письма и телеграммы растаскивались людьми на свежие цитаты, которые, в свою очередь, становились очередными лозунгами. Сотни плакатов копировали вручную, и ими обклеивали витрины магазинов, дома, заборы.

Однако, думать, что плакаты – это исключительно революционное оружие было бы неправильно. Также они активно использовались в годы первых пятилеток, поднимая словом великие идеи и планы социализма. Плакаты были очень распространены на стройках, в колхозах, на крупных промышленных предприятиях и заводах, словом, везде, где был рабочий народ. Плакат был отражением их жизни и происходящих в ней перемен. Поэтому сегодня, просматривая старые плакатные страницы, складывается стойкое ощущение, будто читаешь неподдельную историю страны.

В годы Великой Отечественной войны плакат берет на себя новую функцию – поднимать боевой дух страны против интервентов. В это время созданы многие выдающиеся работы: «Родина-мать зовет!» художника Тоидзе, «Воин Красной армии, спаси!» Корецкого, «За Родину!» Кокорекина, «Красная армия несет освобождение» Шмаринова. Все эти плакаты изображали ужасы войны: дома, охваченные огнем, измотанные женщины с плачущими детьми на руках, раненные бойцы, отдающие свои жизни во имя отчизны, сцены боя, в которых появлялись новые герои великой страны, мерзкие фашисты, отбирающие жизни у стариков и детей. Особого внимания заслуживает плакат Голованова, созданный им уже в конце военных действий. На нем изображен советский солдат на фоне берлинского рейхстага. Но что это был за солдат – это был герой, прошедший все ужасы войны и выживший, благодаря своей доблести и отваге. В этом плакате был использован знаменитый лозунг, ставивший ярчайшую точку в тяжелом военном походе, затянувшемся на пять лет, - «Дошли!», и в этом слове было все то, о чем думал каждый современник тех событий.

За время войны 1941-1945 годов плакаты прочно вошли в использование. Тысячи созданных за эти годы листовок облетали всю страну многомиллионными тиражами. К этому времени они поменяли свое название и стали называться «Окнами ТАСС».

Послевоенное устройство местами полностью разрушенной страны потребовало от плакатов новых идей. Яркие, емкие, выразительные листовки снова начали появляться на целине, на заводах, на строительных площадках новостроек. Подобные плакаты служили двум целям: поднимали рабочий энтузиазм и способствовали выполнению сроков и планов коммунистической партии.

К 50-м годам художественный и стилистический стиль плакатов был окончательно сформирован. Советский плакат стал лаконичным, выразительным и цепляющим. Его должны были замечать все, даже спешащие по своим делам люди, успевали бросить взгляд на плакат. Обычно на плакате изображали одного-двух человек в характерных для этого вида работ четких позах и жестах. Плакат отличали четкость силуэтов главных действующих лиц, яркие цветовые оттенки, усиливающие эксцентричность изображения. Плакат был не просто яркой картинкой, он старался передать характер, психологию, идеи советского человека, которому художники уделяли особое внимание.

После завершения войны плакат немного изменил свою тематику и стал пропагандировать мир и дружбу народов. На эту тему создавали интереснейшие работы такие художники, как В.Говорков, Н.Трещенко, О.Савостюк, и даже Б.Успенский.1

В середине прошлого века начал приобретать популярность новый вид плаката – киноплокат, прообраз современных афиш. Лучшими мастерами киноплаката по праву считаются В.Кононов, М.Хейфиц, Б.Зеленский.2 Их плакаты – это простые, но зрелищные анонсы выходящих в прокат фильмов или ставящихся спектаклей. Здесь плакат был призван отобразить суть картины и постановки, рассказать о главных художественных образах, идеях режиссера. Такие работы советских мастеров не раз принимали участие в различных международных конкурсах и даже занимали призовые места.

За всю свою долгую историю советский плакат всегда был одним из самых насущных и востребованных печатных изданий. Он отражал свое время и происходящие в нем события. Он призывал к миру. Плакат поддерживал в нелегкие военные времена и нес советским людям идеи социализма.

Сегодня плакат не потерял своего значения, и изготовление плакатов переживает очередной виток своего развития. Новые технологии дают новые возможности печати плакатной продукции. Стала возможной печать плакатов больших форматов и с неограниченной цветовой палитрой.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа на тему: «Отражение Великой Отечественной войны в плакатном искусстве» Работу iconИсследовательская работа на тему: «Наши прадедушки и прабабушки участники...
Узнали много нового, интересного, познавательного о Великой Отечественной войне – 6 – 7 стр

Исследовательская работа на тему: «Отражение Великой Отечественной войны в плакатном искусстве» Работу iconПодвиг солдатской матери в годы Великой Отечественной войны и отражение...
Всероссийский творческий конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди обучающихся 2014

Исследовательская работа на тему: «Отражение Великой Отечественной войны в плакатном искусстве» Работу iconИсследовательская работа на тему «Во имя священной памяти. Нюрнбергский процесс»
В канун Международного дня освобождения узников фашистских концлагерей и 68-летия Победы великой Отечественной войны ознакомить учащихся...

Исследовательская работа на тему: «Отражение Великой Отечественной войны в плакатном искусстве» Работу iconИсследовательская работа на тему «В небе над Луковниковом»
Великой Отечественной войны и с каждым годом все меньше становится ветеранов, тем больше хочется оставить память о тех, кто ковал...

Исследовательская работа на тему: «Отражение Великой Отечественной войны в плакатном искусстве» Работу iconИсследовательская работа по теме: Заочное путешествие по культурным...
«Запечатлевшие победу» – памятники Челябинска, посвященные победе в Великой Отечественной войне

Исследовательская работа на тему: «Отражение Великой Отечественной войны в плакатном искусстве» Работу iconИсследовательская работа один из многих…
Межрайоная научно-практическая конференция «Региональная история Великой Отечественной войны»

Исследовательская работа на тему: «Отражение Великой Отечественной войны в плакатном искусстве» Работу iconИсследовательская работа по изучению общественного мнения среди молодежи...

Исследовательская работа на тему: «Отражение Великой Отечественной войны в плакатном искусстве» Работу iconВнеклассное мероприятие по истории на тему: "По страницам Великой Отечественной войны"
Повторить, обобщить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны

Исследовательская работа на тему: «Отражение Великой Отечественной войны в плакатном искусстве» Работу iconНаучно-исследовательская работа Мои земляки ветераны Великой Отечественной...
Отечественной войны, оставшихся в живых. С целью получения материалов, определяющих место и роль темы в системе воспитательной работы...

Исследовательская работа на тему: «Отражение Великой Отечественной войны в плакатном искусстве» Работу iconИсследовательская работа: «Тема Великой Отечественной войны в поэзии М. Г. Чехонина»
История публикаций поэтических произведений Чехонина за рубежом и в нашей стране






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск