Урок №15 Тема: Международные отношения в 1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны






Скачать 156.03 Kb.
НазваниеУрок №15 Тема: Международные отношения в 1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны
Дата публикации01.03.2017
Размер156.03 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > Военное дело > Урок
9 класс Урок № 15

Тема: Международные отношения в 1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.

Цели:

  • Образовательная: дать представление об особенностях внешней политики СССР, стран Европы и США в условиях назревания новой мировой войны, выявить причины возникновения войны и допущенные просчеты в международных отношениях, позволившие допустить развитие агрессии.

  • Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности, патриотизма, твердой гражданской позиции в ходе определения позиции СССР на международной арене в рассматриваемый период.

  • Развивающая: способствовать развитию интеллектуальный, лингвистических качеств, критического мышления; умения анализировать, делать выводы, аргументируя свою точку зрения. Совершенствовать навык написания конспекта, работы с текстом учебника, исторической картой.

Тип урока: изучение нового материала с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся с текстом параграфа.

Планируемые результаты:

Личностные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность различных точек зрения на оценку событий.

Предметные: знакомство с событиями международной политики накануне Второй мировой войны; причинами возникновения войны и просчетами в международных отношениях, которые позволили допустить развитие агрессии со стороны стран фашистского лагеря.

Метапредметные: освоение основных форм познавательной и личной рефлексии.

План:

  1. Возникновение очага войны в Азии (агрессия Японии в Китае).

  2. Подготовка Германии к войне и политика умиротворения.

  3. Гражданская война в Испании.

  4. Рост угрозы международной безопасности. Мюнхенское соглашение.

  5. СССР на международной арене. Пакт Молотова – Риббентропа.

Понятия и термины, вводимые в активный словарь учащихся: пакт Бриана – Келлога, система коллективной безопасности, аншлюз, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова – Риббентропа.

Межпредметные связи: продолжить работу над формированием у учащихся способности к рефлексии и коммуникативной культуры для успешной социализации школьников.

Оборудование: историческая карта «Западная Европа после I Мировой войны (1914 – 1939)»; тексты учебников § 7 – 8 «Всеобщая история. Новейшая история» (Н. В. Загладин) и § 20, 22 «История России XX век» (Загладин, Минаков, Козленко, Петров); раздаточный материал (таблица, приложение 1)

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин.):

Обучающиеся готовятся к уроку, настраиваются на работу. Слайд 1

Тема нашего урока «Международные отношения в 1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны».

Цели и задачи нашего урока следующие:

  • выявить особенности внешней политики СССР, стран Европы и США в условиях назревания новой мировой войны,

  • определить причины возникновения войны и допущенные просчеты в международных отношениях, которые способствовали развитию агрессии стран фашистского лагеря.

Работать мы будем по следующему плану: (слайд 2)

  1. Возникновение очага войны в Азии (агрессия Японии в Китае).

  2. Подготовка Германии к войне и политика умиротворения.

  3. Гражданская война в Испании.

  4. Рост угрозы международной безопасности. Мюнхенское соглашение.

  5. СССР на международной арене. Пакт Молотова – Риббентропа.

Работа на уроке будет проходить в группах, вы выполните небольшую самостоятельную работу с текстом учебника, заполните ряд таблиц (таблицы № 1, 2) в соответствии с тем заданием, которое получите и представите результаты вашей деятельности в виде устного сообщения.

II. Изучение новой темы(40 мин)

Актуализация усвоенного ранее материала; подведение учащихся к изучению нового материала (ребята отвечают на поставленные вопросы). (5 мин)

Фронтальный опрос:

Вопросы

Примерные ответы учащихся

Вспомните, что способствовало советско-германскому сближению в 1920-е гг.

Германия стала наиболее надёжным партнёром из западных держав. Обе были недовольны Версальским договором, т.к. их интересами тогда поступились. В 1922 г. в Рапалло был заключен советско-германский договор об отказе от взаимных претензий, что положило начало периоду экономического и военно-технического сотрудничества.

Как влиял Коминтерн на внешнюю политику СССР?

Коминтерн придерживался идеи неизбежной мировой социалистической революции, он способствовал деятельности компартий в западных странах, оказывал им материальную помощь в их борьбе за мировую революцию. В связи с чем, Коминтерн правительства стран Запада воспринимало как угрозу внутренней безопасности.

Чем руководствовался СССР, налаживая отношения со странами Азии?

В 20-х гг XX века между СССР и странами Азии (Турция, Иран, Афганистан, Монголия и Китай) были заключены договоры. СССР оказывал этим странам помощь (оружием, военными советниками и т. п.) в их борьбе с западными державами за свою независимость. Советскому Союзу было необходимо международное признание как молодого государства, в чем ему отказывали страны Запада.

Как обосновывал Сталин необходимость форсированного строительства социализма в СССР?

Начиная в сер. 20-х гг. Сталин стал делать особый акцент на возможности строительства социализма в одной, отдельно взятой стране – в СССР. Руководствуясь интересами своей страны (годы шли, кризисы власти в других странах затихали, а мировая революция все не наступала), Сталин допускал ограничение поддержки зарубежным коммунистам.

Итак, 1920-е гг нередко называли эрой пацифизма. Страны недовольные итогами Версальского договора были еще слабы, чтобы предпринимать попытки реванша. Англия и Франция были заинтересованы в сохранении того порядка, который выстроился на мировой арене. Для сохранности установившегося мира, они были готовы пойти на компромиссы, в том числе и в отношении Германии.

В 1928 г. – был подписан пакт Бриана – Келлога (договор об отказе от войны как средства политики). (слайд №3)

1.

Но не все было спокойно в мире… первый очаг войны возник в Азии:

(Рассказ учителя)

В 1925 г. в Китае вспыхнула революция, а затем и гражданская война, в этих событиях н не последнюю роль сыграл Советский Союз: еще в начале 1920-х гг. СССР стал оказывать помощь революционно-демократическим силам Китая (Гоминьдану) в борьбе за независимость от западных держав, в тоже время Коминтерн способствовал укреплению позиций КПК. Вспыхнувшая революция переросла в гражданскую войну между КПК и Гоминьданом. В

В разгар этих событий, в 1931 г. Япония вводит свои войска в Маньчжурию и полностью ее оккупирует. Японские войска подходят к границам СССР (дату в таблицу).

Данные события не вызвали бурной реакции со стороны западных держав, ни самого Китая: Гоминьдан продолжил борьбу с коммунистами, Великобритания и США не стали возражать против оккупации Японией Маньчжурии, они лишь добились подписания договора между Японией и Китаем, по которому Китай признавал независимость Маньчжурии, а Япония вывела войска из Шанхая.

Таким образом, агрессия Японии против Китая создала на Дальнем Востоке очаг новой войны.

2.

Второй очаг военной опасности возник в Европе после прихода к власти в Германии режима А. Гитлера (когда?).

Гитлер не скрывал своих реваншистских стремлений, к тому же, его успеху способствовала недальновидная политика Коминтерна, который отвергал возможность политического союза с социал-демократами даже для борьбы с фашистами.

Среди политиков Запада существовало несколько позиций в отношении создавшейся международной обстановки: (схема на доске, занести в тетрадь)

Франция

Англия

США

Германия угрожает Европе новой войной.

Необходимо создать систему коллективной безопасности (международное соглашение о поддержании мира и помощи жертвам любой агрессии).

Гитлер – это сила, способная остановить рост влияния коммунизма в мире и даже его уничтожить.

Принятие закона о нейтралитете (запрет на поставку оружия из США в страны, участвующие в конфликтах или охваченные гр. войной).

Сейчас, вы выполните небольшую самостоятельную работу с текстом учебника, по окончании которой вы представите результат своей деятельности в виде устного сообщения.

Но прежде чем приступить к работе, необходимо определиться с заданиями, проведем жеребьевку. (приложение 3\1; приложение 3\2)

Обучающиеся работают в группе, по окончании работы представляют отчет в виде устного выступления (взаимообъяснения) (17 мин)

I группа:

Стр. 63 – 64, пункт «Подготовка Германии к войне и политика умиротворения», стр. 67 – 69 пункт «Рост угрозы миру и международной безопасности». Найдите меры, предпринятые странами-агрессорами для разжигания войны, и меры СССР и других стран по предотвращению войны. Занесите данные в соответствующие столбцы таблицы № 1

Подготовьте устное сообщение о событиях в Европе в рассматриваемый период, используя данные карты.

II группа:

Стр. 65 – 67, пункт «Гражданская война и германо-итальянская интервенция в Испании», прочитать текст, ответы занести в таблицу № 2 (приложение 2) и подготовить устное сообщение на данную тему.

Вопросы:

  • Какие силы составили Народный фронт в Испании? Когда и как он пришел к власти?

  • Кто развязал в Испании гражданскую войну?

  • Какова была позиция Германии и Италии в отношении гражданской войны в Испании? А позиция Англии и Франции? А позиция СССР?

  • Что такое Антикоминтерновский пакт? Когда и между кем он был заключен?

Вопросы

Предполагаемые ответы

  • Какие силы составили Народный фронт в Испании? Когда и как он пришел к власти?

В 1936 г. социалисты, коммунисты, республиканцы с участием профсоюзов, анархисты и другие левые группы создали Народный фронт, который в феврале того же года победил на парламентских выборах.

  • Кто развязал в Испании гражданскую войну?

Гражданскую войну в Испании развязали фашистская партия и армейская верхушка. Мятеж этих сил возглавил генерал Франко.

  • Какова была позиция Германии и Италии в отношении гражданской войны в Испании? А позиция Англии и Франции? А позиция СССР?

А какова была позиция США?

С началом гр. войны в Испании Лига Наций призвала все державы не вмешиваться в ее внутренние дела. Но Германия и Италия оказали прямую поддержку франкистам; СССР помогал республиканским силам, посылая добровольцев и оружие; Великобритания и Франция продолжали политику невмешательства, а затем признали режим Франко.

В 1937 г. в США был принят закон о нейтралитете, по которому был введен запрет на поставку оружия из США в страны, участвующие в конфликтах или охваченные гр. войной. Данная мера ущемляла интересы испанских республиканцев, в то время как франкисты получали помощь со стороны Германии и Италии.

  • Что такое Антикоминтерновский пакт? Когда и между кем он был заключен?

Соглашение (1936) между Японией и Германией направленное на борьбу с СССР и Коминтерном в мировом масштабе, в 1937 к этому пакту присоединилась Италия.

Проверка работы: устная защита – обсуждение, работа с исторической картой, обе группы заполняют соответствующие таблицы.

4.

В 1938 г. Европа находилась на грани войны.

Рассказ учителя о событиях предшествовавших Мюнхенскому соглашению.

(слайд 4)

30 сент. 1938 г. – подписание соглашения в Мюнхене между Германией, Англией, Францией и Италией (Мюнхенский сговор). – раскрыть его суть

Лидеры Великобритании и Франции полагали, что данное соглашение умиротворит Германию, но аппетиты Гитлера только росли.

В марте 1939 г – Германия оккупировала Чехословакию. У Литвы отобрала Клайпеду, Италия оккупировала Албанию. Венгрия вступила в Антикоминтерновский пакт.

В апр. 1939 г. Германия предъявила территориальные претензии к Польше. Политика умиротворения терпела крах.

Я предлагаю, осудить Мюнхенское соглашение:

1. Какую цель ставили перед собой западные державы при заключении этого соглашения? Участвовала ли в переговорах Чехословакия?

(цель – сдержать агрессию Германии в Европе; Чехословакия не участвовала в решении ее дальнейшей судьбы)

2. Что последовало вслед за подписанием данного соглашения?

(ок-ция Чехословакии, присоединение Германией Клайпеды, ок-ция Албании со ст. Италии; усиление Антикоминтерновского пакта; тер-ные претензии к Польше)

3. Почему данное соглашении получило в истории название «Мюнхенский сговор»?

4. Что такое политика умиротворения и почему она потерпела крах?

СССР разочаровался в возможности заключения союза с западными державами.

5. Как вы думаете, чего опасалось советское правительство?

5.

Рассказать о том, как шли переговоры м\у Англией, Францией и СССР. Какие затруднения вставали на их пути?

В 1938 г. Япония начала военные действия против союзника СССР – Монголии. Сов. Союз оказал последней помощь. Советско-монгольские войска разгромили японскую группировку войск у р. Халхин-Гол, но данный конфликт грозил перерасти в советско-японскую войну.

В этих условиях от Германии поступило предложение о нормализации отношений и заключении Пакта о ненападении, который был подписан (слайд 5) 23 авг. 1939 г. – вошел в историю как Пакт Молотова – Риббентропа.

Стр. 71 – 72, ваша задача: прочитать текст параграфа и ответить на вопрос:

Какую выгоду хотели получить Германия и СССР от данного соглашения? (слайд 6)

Оцените результаты и последствия.

Результаты:

Германия получила уверенность, что СССР в случае войны не присоединится к ее врагам; СССР мог сосредоточиться на Дальнем Востоке, не опасаясь войны на два фронта.

Последствия:

Германия получила возможность напасть на Польшу;

СССР возвращал территории, ранее составлявшие западные окраины Российской империи – Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии (Молдавии), Прибалтики, Финляндии (КАРТА).

III Закрепление (4 мин)

– Какие очаги войны возникли в мире к концу 30-х гг. XX века?

– Азия – Какие события об этом свидетельствовали? – агрессия Японии в отношении Китая и Монголии, события на р. Халхин-Гол

– Европа – А какие события об этом свидетельствовали? – агрессия Германии в отношении Австрии, Чехословакии; установление фашистского режима в Испании; создание Антикоминтерновского пакта.

– В чем заключается суть политики умиротворения? И почему она оказалась не состоятельной?

– Как складывались отношения между СССР и странами Европы, включая Германию?

ИТАК, если 1920- е гг. назывались эрой пацифизма, когда мир был достаточно далек от идеи войны, то в конце 1930-х уже стоял на пороге самой кровавой в истории человечества войны – Второй мировой.

IV. Д\з (слайд 7)

§ 20 (история России), § 7 – 8 (всеобщая история), стр. 74 документ, вопрос к конце (письменно); закончить заполнение таблиц.

Приложение 1

«На пути ко Второй мировой войне»

Европа и Ближний Восток

Дальний Восток

Шаги агрессоров

Меры сдерживания

Шаги агрессоров

Меры сдерживания

1935г. – Гитлер разрывает условия Версальского договора

Агрессия Италии против Эфиопии

1936 г. – оккупация Рейнской зоны; Антикоминтерновский пакт.

1937 г. – «ось Берлин – Рим – Токио»

1938 г. – аншлюз Австрии Германией; ультиматум Гитлера Чехословакии; отторжение Судецкой области;

1939 г. – оккупация Германией Чехословакии и Клайпедской области, а Италией – Албании. «Стальной пакт». Территориальные претензии Германии к Польше

1935 г. – советско-франко-чехословацкий договор

1938г. – попытки Англии и Франции «умиротворить» Гитлера. Мюнхенское соглашение.

1939 г.- советско-англо-французские переговоры; советско-германский пакт о ненападении

1931 г. – Япония оккупирует Маньчжурию

1937г. – вторжение Японии в Цетр. Китай

1938 г.- японо-советский военный конфликт у о. Хасан

1939 г. – нападение Японии на Монголию


1937 г. – соглашение между коммунистами и гоминьданом о совместной борьбе с агрессором при военной помощи СССР

1939 г. – СССР оказывает военную помощь Монголии; бои на р. Халхин-Гол


Таблица № 1

На пути ко Второй мировой войне»

Европа и Ближний Восток

Дальний Восток

Шаги агрессоров

Меры сдерживания

Шаги агрессоров

Меры сдерживания












Приложение 3\1

Работа в группах

I группа:

Стр. 63 – 64, пункт «Подготовка Германии к войне и политика умиротворения», стр. 67 – 69 пункт «Рост угрозы миру и международной безопасности». Найдите меры, предпринятые странами-агрессорами для разжигания войны, и меры СССР и других стран по предотвращению войны. Занесите данные в соответствующие столбцы таблицы № 1

Подготовьте устное сообщение о событиях в Европе в рассматриваемый период, используя данные карты.

I группа:

Стр. 63 – 64, пункт «Подготовка Германии к войне и политика умиротворения», стр. 67 – 69 пункт «Рост угрозы миру и международной безопасности». Найдите меры, предпринятые странами-агрессорами для разжигания войны, и меры СССР и других стран по предотвращению войны. Занесите данные в соответствующие столбцы таблицы № 1

Подготовьте устное сообщение о событиях в Европе в рассматриваемый период, используя данные карты.

Приложение 3\2

II группа:

Стр. 65 – 67, пункт «Гражданская война и германо-итальянская интервенция в Испании», прочитать текст, ответы занести в таблицу № 2 (приложение 2) и подготовить устное сообщение на данную тему.

Вопросы:

  • Какие силы составили Народный фронт в Испании? Когда и как он пришел к власти?

  • Кто развязал в Испании гражданскую войну?

  • Какова была позиция Германии и Италии в отношении гражданской войны в Испании? А позиция Англии и Франции? А позиция СССР?

  • Что такое Антикоминтерновский пакт? Когда и между кем он был заключен?

II группа:

Стр. 65 – 67, пункт «Гражданская война и германо-итальянская интервенция в Испании», прочитать текст, ответы занести в таблицу № 2 (приложение 2) и подготовить устное сообщение на данную тему.

Вопросы:

  • Какие силы составили Народный фронт в Испании? Когда и как он пришел к власти?

  • Кто развязал в Испании гражданскую войну?

  • Какова была позиция Германии и Италии в отношении гражданской войны в Испании? А позиция Англии и Франции? А позиция СССР?

  • Что такое Антикоминтерновский пакт? Когда и между кем он был заключен?

Приложение 2 Таблица № 2

Вопросы

Ответы

  • Какие силы составили Народный фронт в Испании? Когда и как он пришел к власти?




  • Кто развязал в Испании гражданскую войну?




  • Какова была позиция Германии и Италии в отношении гражданской войны в Испании? А позиция Англии и Франции? А позиция СССР?




  • Что такое Антикоминтерновский пакт? Когда и между кем он был заключен?




Приложение 2

Вопросы

Предполагаемые ответы

  • Какие силы составили Народный фронт в Испании? Когда и как он пришел к власти?

В 1936 г. социалисты, коммунисты, республиканцы с участием профсоюзов, анархисты и другие левые группы создали Народный фронт, который в феврале того же года победил на парламентских выборах.

  • Кто развязал в Испании гражданскую войну?

Гражданскую войну в Испании развязали фашистская партия и армейская верхушка. Мятеж этих сил возглавил генерал Франко.

  • Какова была позиция Германии и Италии в отношении гражданской войны в Испании? А позиция Англии и Франции? А позиция СССР?

А какова была позиция США?

С началом гр. войны в Испании Лига Наций призвала все державы не вмешиваться в ее внутренние дела. Но Германия и Италия оказали прямую поддержку франкистам; СССР помогал республиканским силам, посылая добровольцев и оружие; Великобритания и Франция продолжали политику невмешательства, а затем признали режим Франко.

В 1937 г. в США был принят закон о нейтралитете, по которому был введен запрет на поставку оружия из США в страны, участвующие в конфликтах или охваченные гр. войной. Данная мера ущемляла интересы испанских республиканцев, в то время как франкисты получали помощь со стороны Германии и Италии.

  • Что такое Антикоминтерновский пакт? Когда и между кем он был заключен?

Соглашение (1936) между Японией и Германией направленное на борьбу с СССР и Коминтерном в мировом масштабе, в 1937 к этому пакту присоединилась Италия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №15 Тема: Международные отношения в 1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны icon6 СССР накануне и в годы второй мировой войны
Внешняя политика и международное положение СССР накануне Второй мировой войны. Начало войны

Урок №15 Тема: Международные отношения в 1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны iconМеждународные отношения накануне и в начале Второй мировой войны....
Вопрос 48. Развитие партизанского движения и подполья в Беларуси в годы Великой Отечественной войны

Урок №15 Тема: Международные отношения в 1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 «Внешняя политика...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...

Урок №15 Тема: Международные отношения в 1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны iconУрок тема: «1941 год в отечественной и мировой истории»
Объяснительная записка: данный медиа урок проводится в рамках изучения темы «ссср в годы Второй мировой войны»

Урок №15 Тема: Международные отношения в 1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны iconСодержание 1
Мировая экономика. Международные экономические отношения 7 политика. Политическая наука 7 Международные отношения. Внешняя политика....

Урок №15 Тема: Международные отношения в 1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны iconУрока в 11 классе по теме: Международные отношения в 1920-1930-е...
Характеризовать систему международных отношений, сложившихся в 1920-1930-е годы

Урок №15 Тема: Международные отношения в 1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 41. 03....

Урок №15 Тема: Международные отношения в 1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны iconСоветско-германские экономические отношения накануне и в начальный период второй мировой войны

Урок №15 Тема: Международные отношения в 1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 031900....

Урок №15 Тема: Международные отношения в 1930-е гг. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 031900....






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск