Скачать 469.84 Kb.
|
Негосударственное Образовательное Учреждение Средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» ОАО «Газпром» Проектная работа по экологии по теме «Экологические последствия войны». Выполнила учащаяся 8 «В» класса Арабаджян Анастасия Руководитель: Медникова И. В. Консультант: Зайцева В. Л. Москва 2006 Содержание. Введение
Введение. Война — это эксперимент, который ускоряет гибельные процессы. И ради решения одной экономической задачи на кон ставятся жизни людей и вся наша природа. Есть вероятность, что о нас будут говорить, как о месопотамцах, которые исчезли из-за экологических последствий войны. Экологические проблемы в ходе военных действий возникли еще в 512-м году до нашей эры, когда скифы применяли тактику выжженной земли в своих походах. Затем эта тактика использовалась уже американскими войсками во Вьетнаме. По большому счету, за последние 5 с лишним тысяч лет существования человечества наша планета жила в мире всего 292 года. И за этот период, в основном, менялась технология ведения войн, а способы ведения остаются постоянными. (Пожары, отравление источников воды.) С древнейших времен войны оказывали самое негативное воздействие на окружающий нас мир и на нас самих. По мере развития человеческого общества и технического прогресса войны становились все более ожесточенными и все сильнее влияли на природу. Сначала потери природы в силу малых возможностей человека были невелики, но постепенно они стали сначала заметными, а затем и катастрофическими. По мере развития общества росли армии - от нескольких вооруженных дубинками первобытных охотников до многомиллионных армий XX века, и наиболее здоровые мужчины гибли или становились калеками, а потомство давали мужчины более больные, которые не годились для войны. Вдобавок, спутниками войны являются эпидемии, также не слишком полезные для здоровья каждого человека в отдельности и всего человечества в целом. Глобальные проблемы современности (экологический кризис, предотвращение новой мировой войны). Приближаясь к исходу 20 века, мир все больше сталкивается с целым рядом глобальных проблем. Проблемы эти особого рода. Они затрагивают не только жизнь какого-либо определенного государства, но и интересы всего человечества. Значение этих проблем для судьбы нашей цивилизации настолько велико, что их нерешенность создает угрозу для будущих поколений людей. Но решить их нельзя изолированно: для этого требуется объединенные усилия всего человечества. Именно глобальные проблемы в перспективе будут оказывать все более заметное влияние на жизнь каждого народа, на всю систему международных отношений. Одной из таких проблем является охрана окружающей человека среды. Большое вредоносное воздействие на нее кроется в существовании и накоплении запасов обычных видов оружия; еще большую опасность представляет оружие массового уничтожения, особенно ядерное. Войны, прежде всего с применением этого оружия, несут угрозу экологической катастрофы. Разрушительное воздействие военной деятельности на среду обитания человека многолико. Разработка, производство, изготовление, испытание и хранение оружия представляют собой серьезную опасность для природы земли. Маневры, передвижение военной техники уродуют ландшафт, уничтожают почву, отравляют атмосферу, изымают громадные территории из сферы полезной для человека деятельности. Тяжелый ущерб природе наносят войны, оставляя долго не заживающие раны. Сама экологическая проблема не вырисовывалась в достаточно ощутимых масштабах до конца 60-х годов 20 века. Охрана природы долгое время сводилась к созерцанию естественных процессов в биосфере. Лишь с недавних пор человечество вплотную столкнулось с антропогенными факторами. Среди них все возрастающий вес приобретают факторы, прямо или косвенно связанные с военной деятельностью. Интерес к проблеме “война - окружающая среда” у ученых и общественности стал ощутимым в середине 80-х годов и продолжает расширяться. Этому способствовали разоблачение секретной экологической войны США во Вьетнаме, в ходе которой были предприняты попытки модифицировать некоторые природные процессы в военных целях; борьба мировой общественности против этих действий. Этому содействовало и осознание как общественностью, так и государственными деятелями различных стран серьезности экологической проблемы и связанных с ней негативных проблем для человечества в целом. Разъяснение масштабов отрицательного воздействия на природу военной деятельности мобилизует общественное мнение в пользу разоружения. Наконец, привлечение внимания к опасным экологическим последствиям применения оружия массового уничтожения позволяет дополнительно подчеркнуть особую необходимость его запрещения. Эта проблема назрела, ибо ядерная война, будь она развязана, станет катастрофой глобального масштаба, и, насколько позволяют судить научные исследования о ее последствиях, концом человеческой цивилизации в нашем понимании. Влияние войн на окружающую среду. Если спросить человека с улицы, когда войны стали оказывать вредное воздействие на природу, большинство людей назовут XX век, от силы век XIX. Если бы это было так! История войн - это и история уничтожения природы. Войны, которые велись до начала XX в., не отличались существенным воздействием на природу. Поэтому долгое время экологические аспекты войн не исследовались, хотя «фрагментарные» экскурсы в данную проблему наблюдались, особенно у военных историков. С развитием средств ведения войны природе стали наноситься все более серьезные и пространственно широкие повреждения. В результате появляется научное направление «война и экология». Самым известным исследованием стало обоснование «ядерной зимы», согласно которому в результате крупномасштабного применения ядерного оружия, в частности, установятся «ядерная ночь», «ядерная зима» и «ядерное лето» (температура в Северном полушарии опустится до –23 °С). Очевидно, ядерное оружие будет оказывать продолжительное сдерживающее воздействие на «стратегическом уровне». Нависающая ядерная угроза ограничит не только использование новых возможностей обычного оружия, но и развитие новых форм стратегических действий. Ядерное оружие может быть заменено неядерными высокоточными средствами большой дальности, космическими системами или смертоносными видами биологического оружия. Арсенал вооружений растет более высокими темпами, чем другие макропоказатели развития социальной составляющей планеты – примерно на два порядка выше. В связи с серьёзными экологическими последствиями двух мировых и сотен локальных и региональных войн XX в. наряду с понятием «геноцид» в научную и общественную терминологию вошло понятие «экоцид». Последнее означает прямое и косвенное воздействие военных операций на геосистемы, включая как организмы, так и неживую материю, одинаково важную для жизни на Земле. Конкретно эти воздействия выражаются в основном в таких аспектах, как:
Геноцид и экоцид взаимосвязаны. XX в. останется в памяти не только как век технического прогресса, но и как век геноцида и экоцида. Если исходить из того, что все элементы геосистемы одинаково важны для развития Земли, то уничтожение одного из важнейших её компонентов – Homo sapiens – или отрицательное влияние на него губительно скажется на настоящем и будущем состоянии биосферы Земли. Например, в течение последних 10 лет в ходе военных действий погибло около 2 млн. детей, ещё 1 млн. детей стали сиротами, а 5 млн. – инвалидами. Как детская и младенческая смертность – важнейший показатель в вычислении предстоящей продолжительности жизни населения и его численности, так и приведенные данные по-своему отражают будущие негативные последствия в балансе биогеосферных процессов на планете. Эти данные внушают большую тревогу за экономическое, политическое и гуманитарное будущее Земли. При этом ещё не учтено, сколько детей и взрослых умирают просто от голода в результате современных локальных и региональных конфликтов. Помимо понятия «экоцид» для обозначения отрицательного воздействия войн на окружающую среду в научной литературе используются и такие термины, как «террацид», «биоцид», «экологическая война», «геофизическая война», «метеорологическая война». Среди этих терминов «экологическая война», пожалуй, наиболее полно отражает суть процесса. Этот термин широко используется после вьетнамской войны, в ходе которой США впервые в мире применили наиболее широкий спектр ведения экоцида. Данные по этой войне наиболее доступны и, на наш взгляд, отражают особенности современного экоцида в локальных войнах. Экологическая война, как показали события во Вьетнаме, – это война с очень разнообразными средствами, подчинёнными целям уничтожения лесных и агроэкологических систем, ликвидации хозяйства и условий повседневной жизни на больших пространствах. Экологическая война подчас приводит к превращению территорий в бесплодные пустыни. Кроме того, спутниками войны являются разнообразные эпидемии, голод, массовые миграции и возникновение лагерей беженцев. Здесь нельзя не отметить, что количество беженцев растет с каждым годом. По подсчетам ООН, ныне в мире насчитывается более 21 млн. беженцев и перемещенных лиц, 80% из них женщины и дети. Более 55 млн. человек являются вынужденными переселенцами, примерно половина из них были вынуждены оставить дома в результате военных конфликтов. Больше всего приходится на долю Афганистана - 3.9 млн. человек Согласно исследованиям С.В. и И.С. Зонн можно выделить следующие типы экологических последствий вооруженных конфликтов.
Итак, овладев орудиями труда, человек выделился из всех остальных животных. Увы, в орудия труда с самого начала зачислили не только палку - копалку и швейную иголку, но и топор - первый пример двойных технологий, и копье, которое является единственно оружием, то есть орудием не труда, а уничтожения. Едва выделившись, как особенный вид животных, люди стали немедленно конкурировать друг с другом за лучшую территорию с чисто человеческим зверством, убивая всех себе подобных. Впрочем, первые сотни тысяч лет они не были оригинальны, лишь усовершенствовав методы своих четвероногих соседей. При этом межплеменные, или точнее межстадные, войны были весьма экологичными - в этом отношении первобытные люди были умнее современных и не рубили сук, на который собирались усесться. Но, постепенно средства производства совершенствовались, и люди, перестав быть полностью зависимыми от богатств дикой природы, стали воевать не за кормовые ресурсы, а за территории, причем нередко весьма бесплодные и ценные, например, месторождения- ми золота или своим стратегическим положением. В это время природа и стала сильно страдать от человеческих разборок. Во-первых, люди стали укреплять свои поселения, а простейшими фортификационными сооружениями являются рвы, ловчие ямы и засеки. Рвы разрушали структуру почвы, нарушали территориальные участки ее обитателей; кроме того, нарушение целости дерна вызывало повышенную эрозию почвы. Наконец, рвы большой протяженности (относящиеся, правда, к более поздним эпохам, нежели конец неолита) могли нарушить пути миграции некоторых видов животных. В ловчих ямах, заготовленных для неизвестно когда придущего супостата, в промежутках между подобными штатными ситуациями гибли животные, особенно когда эти ловушки находились на лесных тропах. На территориях в сотни и тысячи квадратных километров полностью уничтожалась вся лесная экосистема. Во-вторых, люди стали использовать природные объекты - в первую очередь леса - как оружие. Самый простой способ - это превратить некую территорию в западню. |
![]() | Негосударственное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа "Морозко" | ![]() | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №141» |
![]() | Богатовская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» муниципального района Богатовский Самарской области | ![]() | Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа имени С. Н. Климова» |
![]() | Муниципальное образовательное учреждение Березовская средняя общеобразовательная школа | ![]() | Наименование оу государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №8 «Образовательный... |
![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №54» города Оренбурга | ![]() | Негосударственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка (английского)... |
![]() | Негосударственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка (английского)... | ![]() | Негосударственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка (английского)... |
..На главную | Поиск |