Методическое пособие к уроку России






НазваниеМетодическое пособие к уроку России
страница1/7
Дата публикации03.02.2015
Размер0.74 Mb.
ТипМетодическое пособие
h.120-bal.ru > Военное дело > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7
Департамент образования Ярославской области

Государственное образовательное автономное

учреждение Ярославской области

Институт развития образования


Великая неизвестная война


Ярославль

2014


Л.А. Харитонова, Н.В. Чеканова

Великая неизвестная война
Методическое пособие к уроку России

2014/2015 учебный год

Ярославль

2014
ББК 74.200.51

Х 20

Х 20 Харитонова Л.А., Чеканова Н.В. Великая неизвестная война:

методическое пособие к уроку России. 2014 / 2015 гг. – Ярославль, 2014.

– 48 с.

Методическое пособие предназначено для учителей, классных руководителей, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, для всех педагогических работников, занятых в подготовке и проведении урока, посвященного 100-летию со дня начала Первой мировой войны.

Предлагаемое методическое пособие представляет собой серию уроков, разработанных для трех основных уровней общего образования в соответствии с целями, задачами и принципами организации образовательного процесса, соответствующими требованиям ФГОС. Учтены интеллектуальные и психологические возрастные особенности обучающихся разных уровней: начальной, основной и старшей школы.

Содержание ориентировано на формирование и развитие у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, патриотических чувств и гражданско-патриотического поведения.

Материалы методического пособия могут быть использованы в качестве дополнительных при подготовке к урокам по истории России на базовом и профильном уровнях, для разработки и проведения факультативов, предпрофильных элективных курсов, внеурочных занятий и т.п.

На 1 полосе обложки: памятник героя Первой мировой войны. Москва.

Поклонная гора. Авторы монумента — скульпторы А. Ковальчук, П. Любимов, В. Юсупов; архитекторы М. Корси, С. Шленкина

© Департамент образования ЯО, 2014

© ГОАУ ЯО ИРО, 2014

© Харитонова Л. А., 2014

© Чеканова Н. В., 2014



Содержание


Введение……………………………………………………………………..

4







«Первая мировая война. Великая. Неизвестная»

Урок для обучающихся 1-4 классов………………………………………….


8







«Уроки забытой войны»

Урок для обучающихся 5-8 классов………………………………………..


14







«Первая мировая война и ее влияние на развитие европейской

цивилизации». Урок для обучающихся 9-11 классов……………………


19







Информационные ресурсы........................................................................

22







Приложения………………………………………………………………….

23


Введение
«Человечеству давно пора понять и

принять одну самую главную истину:

насилие порождает насилие.

А путь к миру и процветанию слагается

доброй волей и диалогом, и памятью

об уроках прошедших войн, о том,

кто и зачем их начинал... Мир хрупок…

И мы обязаны беречь мир, помнить,

что самое ценное на земле –

мирная, спокойная, стабильная жизнь!»
(В.В. Путин. Из речи на церемонии

открытия монумента героям,

павшим в годы Первой мировой войны.

1 августа 2014 г. Москва. Поклонная гора)
В отечественной истории есть события, которые по своему историческому, социально-политическому, морально-нравственному значению и влиянию на современников и последующие поколения выходят далеко за собственные хронологические рамки, но которые, однако, в силу политической конъюнктуры были незаслуженно вычеркнуты из широкой исторической картины и исторической памяти. К таким событиям относится Первая мировая война (28 июля 1914 г. – 11 ноября 1918 г.), которую современники называли Большой, Второй Отечественной, Великой войной.

Последствия Первой мировой войны были колоссальными: погибло более 10 млн. солдат, около 12 млн. мирных жителей; исчезли с политической карты мира четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. Однако события Первой мировой войны не получили должного места в советском, а затем и в российском школьном курсе истории, знания об участии России в этой войне фрагментарны, ее герои малоизвестны, в целом в российском общественном сознании и историографии Первая мировая война называется и рассматривается как «неизвестная».

Сегодня в Российской Федерации в целях увековечения памяти и отражения заслуг российских воинов установлен День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне, который ежегодно будет отмечаться 1 августа. Обращение к событиям столетней давности позволяет современному человеку проанализировать исторический опыт и собственный гражданско-патриотический потенциал и понять, что «…общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда …. в стране хранят уважение… к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»1.

Гражданские и патриотические ориентиры личности формируются в широкой социальной среде, но наиболее последовательно, глубоко и системно это делается в сфере общего образования, где развитие и воспитание личности обеспечено всем укладом школьной жизни. В связи с этим образованию в гражданско-патриотической консолидации российского общества отводится ключевая роль.

Для этого учебный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, региональный и др.), а также все виды деятельности (урочная, внеурочная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали гражданско-патриотическое развитие личности, воспитание и социализацию человека и гражданина.

Гражданственность и патриотизм – личностные ценности, которые опираются на глубочайшие духовные основания; они не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, отдельной формы или вида образовательной деятельности; должны пронизывать всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина (в содержании истории России, семейной истории; в содержании жизненного опыта родителей и далеких предков обучающихся; в содержании произведений классической русской литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; в русском фольклоре; в содержании общественно полезной и личностно значимой деятельности и т.п.). В в результате создается смысловая основа пространства гражданско-патриотического воспитания, в котором стираются границы между учебными предметами, школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Подобный метапредметный характер должно иметь урочное или внеурочное мероприятие, посвященное 100-летию Первой мировой войны. Каким бы по характеру ни было школьное мероприятие: информационно-познавательным или воспитательным – акцент необходимо сделать не столько на конкретно-исторической информации, сколько на воспитательном, гражданско-патриотическом значении данного школьного события.

Предлагаемое методическое пособие представляет собой серию уроков, разработанных для трех основных уровней общего образования в соответствии с целями, задачами и принципами организации образовательного процесса, отвечающими требованиям ФГОС. Учтены интеллектуальные и психологические возрастные особенности обучающихся разных уровней: начальной, основной и старшей школы. Уроки разработаны на основе рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Российского военно-исторического общества (ВРИО)2.

Основными концептуальными и методическими принципами при организации мероприятия должны стать:

историко-культурологический принцип, который реализуется на основе исторической памяти в процессе формирования уважения к историческому прошлому многонационального народа России;

историко-антропологический принцип, воплощаемый через изучение жизни людей в отдельные периоды истории страны;

принцип многоуровневого анализа и освещения событий, явлений, личностей, осуществляемый на следующих уровнях: история Российского государства, региональная история, локальная история;

принцип научной точности и методической выверенности, предусматривающий построение образовательного процесса на основе научных данных, представленных в соответствии с требованиями и правилами методики организации образовательного процесса;

принцип национально-культурного характера образовательного процесса, который выражается в приобщении обучающихся к культурно-историческим и духовно-нравственным традициям, опирается на гармоничное сопряжение этнокультурного самосознания и российской (как национально-территориальной, так и общероссийской национальной) гражданской идентичности обучающихся;

принцип возрастной, культурной и этической актуальности, осуществляемый с учетом психолого-возрастных и этнокультурных особенностей обучающихся и позволяющий формировать чувство гражданской ответственности, развивать патриотизм, моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Целевые установки урока для 1-4 классов в соответствии с возрастными психологическими особенностями обучающихся реализуются в основном через просветительский характер содержания, творческую направленность заданий, диалогические формы общения.

Урок в 5-8 классах призван создать общую картину событий Первой мировой войны, четко обозначить роль и значение участия России в войне, познакомить обучающихся с подвигами героев Первой мировой войны, среди которых немало уроженцев Ярославской области.

Урок в 9-11 классах направлен на формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, познание современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов.

Основной идеей урока на всех ступенях образования, которую учитель должен донести до учеников, является преемственность исторической памяти народа, необходимость усвоения уроков Первой мировой войны.

Цивилизационные вызовы, предъявляемые России, неоднократно несли угрозу ее существованию, неисчислимые бедствия ее народам, ставили российскую государственность на грань распада. Внешние угрозы объединяли народы для защиты своего многонационального, многоконфессионального, самодостаточного и независимого государства. Восприятие России как геополитической, социальной, духовной ценности было основой единения ее народов.

Испытания Первой мировой войной российское общество не выдержало. Исследователь событий Первой мировой войны, доктор исторических наук Н.А. Нарочницкая отмечает: «…Раскол общества перед Первой мировой войной предопределил во многом утраты и потери, которые мы понесли после революции. Русские люди вместо того, чтобы, как говорилось в манифесте Николая II, «отразить, поднявшись как один человек, дерзкий натиск врага», забыв все внутренние распри, наоборот, потонули в многоголосых спорах об устроении государства, предав Отечество, без которого по определению не может быть никакого государства»3.

Народная мудрость гласит: «Худой мир лучше доброй войны». В условиях нарастания противоречий любой, даже самый незначительный для всего мира конфликт может обернуться глобальной мировой катастрофой. Французский премьер-министр социалист Рене Вивиани говорил, что «война может вспыхнуть из-за выстрелов в лесной роще, из-за стычки двух патрулей, из-за угрожающего жеста... мрачного взгляда, грубого слова»4. Выстрел Гаврилы Принципа в 1914 году положил начало Первой мировой войне.

Уроки Первой мировой войны сегодня, как никогда, актуальны для России, и нам необходимо их усвоить:

1. Принятие и сохранение большинством населения государства общих духовно-нравственных ценностей являются основой единения власти и народа.

2. Внутренние распри запускают механизм самоуничтожения общества и государственности.

3. В условиях усугубления противоречий возрастает опасность конфликтных ситуаций. Сохранение хрупкого мира – это сохранение жизни людей; новая война может быть значительно разрушительнее, чем те, которые обрушивались на человечество в ХХ веке.

«Первая мировая война. Великая. Неизвестная»

Урок для обучающихся 1-4 классов
Тип урока – комбинированный.

Вид урока – диалогическая беседа.

Организационные особенности урока – работа в малых группах по выполнению отдельных заданий.
Характер урока в начальной школе, посвященного Первой мировой войне, - пропедевтический, просветительный. При всей сложности и трагичности его содержания, большом объеме материала, используемого учителем, урок должен эмоционально положительно воздействовать на ребенка. Это достигается путем организации визуального информационного пространства урока, конструктивного учебного взаимодействия, обращения к жизненному опыту. При проведении урока в начальной школе целесообразно варьировать уровень сложности информационного материала и учебных заданий в соответствии с возрастными особенностями детей и возможностями их учебной подготовки. Основной способ деятельности учителя и обучающихся на уроке – это диалогическое взаимодействие учителя с учениками, учеников друг с другом. Для решения учебных задач, поставленных на уроке, школьники могут быть, по мере необходимости, организованы в небольшие группы.

Цель урока: создание условий для развития чувства гражданского самосознания, патриотизма, сопричастности к своей истории, гордости за свою Родину, народ, историю.

Формируемые результаты освоения основной образовательной программы:

- личностные: формирование гражданской идентичности, понимания своей сопричастности к истории своего народа;

- метапредметные:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее;

  • умение адекватно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • умение излагать собственное мнение и позицию.

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение урока:

- компьютер, проектор, электронная интерактивная доска;

- презентация к уроку;

- музыкальное сопровождение и видеоматериал (указан в ссылках).

Этапы урока

  1. Организационный этап

Учитель помогает детям сконцентрировать внимание на урок, сообщает, как будут организованы малые группы для выполнения заданий.

  1. Актуализация и мотивация деятельности обучающихся на уроке

Учитель открывает урок словами: «Сегодня в школах Российской Федерации День знаний посвящен 100-летию начала Первой мировой войны».

Для создания визуального образа Первой мировой войны целесообразно просмотреть видеофрагмент клипа (http://www.youtube.com/watch?v=AtgV2MjaTts) –

по выбору учителя).

  1. Организация и усвоение способов деятельности

Задание группам: Составьте определение, что такое война? Запишите это определение на специально приготовленных для ваших групп листочках.

По окончании работы определения проговариваются группами. Листочки с определениями магнитами крепят к доске, группируя вокруг слова «Война».

В 1-х и 2-х классах запись определений заменяется обсуждением результатов работы групп.

Далее обучающиеся сверяют свои варианты с определением на слайде презентации (слайд 2). Учитель проговаривает это определение и, при необходимости, комментирует:

Война́ – конфликт между политическими образованиями, государствамиплеменами, политическими группировками и т. д., происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами5

Но есть войны, которые называют мировыми. Подумайте, почему они так названы?

  • Видели ли вы когда-нибудь эти предметы? (слайд 3).

  • Что изображено на слайде?

  • Откуда вы знаете, что это за предметы?

  • Что делают эти люди и зачем они это делают? (слайд 4)?

  • Что мы увидим на следующих слайдах?

Выслушав ответы учеников, учитель открывает слайды 5 и 6.

  • Вы можете определить, о какой войне рассказывают эти фотографии?

Выслушав ответы, учитель уточняет: это фотографии с фронтов Первой мировой войны.

Краткая информация о Первой мировой войне представлена в презентации, прилагаемой к уроку. Учитель может составить свой вариант, воспользовавшись текстовыми и видео материалами, размещенными на сайтах АПКиППРО и РВИО (адреса сайтов указаны в списке информационных ресурсов к уроку).

Логика информации выстраивается следующим образом:

1. Первая мировая война – это первый военный конфликт мирового масштаба, в котором участвовало 38 государств из существовавших в то время в мире 59 независимых государств. Около 73,5 млн. человек были мобилизованы; из них убиты и умерли от ран 9,5 млн.; более 20 млн. были ранены; 3,5 млн. остались калеками. Конфликт, который принес неисчислимые бедствия всем воюющим народам, в том числе и России.

2. Причины, повод, государства-участники Первой мировой войны

В начальной школе преждевременно давать обширную характеристику межгосударственных противоречий, которые привели к войне. Противоречия следует формулировать обобщенно, без конкретизации. В обобщенном виде излагаются также цели России в Первой мировой войне, но акцентируются политические и ценностные мотивы участия.

3. Основные сражения Восточного фронта, его значение для воюющих государств.

За пределами презентации остались значительные военные эпизоды Первой мировой войны, но в начальной школе нет необходимости давать полную хронологию событий. В презентации представлен избыточный материал, поэтому учитель может только назвать крупнейшие сражения, в которых участвовали российские войска, подчеркнуть героизм россиян, роль сражений с участием российских войск в общей победе над Германией.
Справочный материал
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие к уроку России iconМетодическое пособие по истории России Представленное методическое...
М дисциплинам гуманитарного цикла. Как отмечает академик А. Н. Сахаров «история это самая жестокая из всех наук и именно потому,...

Методическое пособие к уроку России iconМетодическое пособие для учителей общеобразовательных организаций Москва «Русское слово»
Крым в истории России: методическое пособие для учите­лей общеобразовательных организаций / К. А. Кочегаров. — М.: Ооо «Русское слово...

Методическое пособие к уроку России iconА. А. Полушин Учебно-методическое пособие по дисциплине
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, бакалавров, специалистов и магистров по направлениям 080100 «Экономика»...

Методическое пособие к уроку России iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза
Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо...

Методическое пособие к уроку России iconМетодическое пособие Волгоград 2011 ббк 85. 315 В11
В мире музыкальных инструментов : методическое пособие / Волгогр. Оунб им. М. Горького, Отдел аудиовизуальных материалов и литературы...

Методическое пособие к уроку России iconУчебно-методическое пособие Сураж 2009 Рекомендовано к печати научно-методическим...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая...

Методическое пособие к уроку России iconМетодическое пособие Специальность 050141 «Физическая культура» Канск 2012 г
Методическое пособие предназначено для студентов специальности 050141 «Физическая культура» по оп. 10 «Теория и история физической...

Методическое пособие к уроку России iconКурсовая работа учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...
Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с

Методическое пособие к уроку России iconМетодическое пособие «Память сквозь поколения»
«Память сквозь поколения»: методическое пособие. /Мбук «Межпоселенческая библиотека» Пушкинского Муниципального района, методико-библиографический...

Методическое пособие к уроку России iconМетодическое пособие по написанию курсовой работы по дисциплине «История...
Методическое пособие предназначено студентам, обучающихся на заочном отделении по специальности 080105. 65 Финансы и кредит Банковское...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск