Открытый урок
Тема: СТРАНЫ АЗИИ
В 1918 – 1939 ГОДЫ.
Провел: учитель истории
и обществознания
Е. В. Ябердина
Цель урока: Дать учащимся общую характеристику национально-освободительных движений в странах Азии в 20-30 е годы; проиллюстрировать все сказанное конкретными примерами из истории национально-освободительных движений в Китае и в Индии; закрепить знания учащихся истории национально-освободительных движений в странах Азии. Задачи:
Образовательная. Расширить знания учащихся о национально-освободительных движениях в Азии в 1918 – 1939 года; изучить национально-освободительные движения в Индии и Китае на основе таблицы; отметить роль Коминтерна в этих движениях.
Воспитательная. Воспитывать положительные мотивы обучения, культуру речи; способствовать формированию умений взаимосотрудничества.
Развивающая. Развивать логическое мышление, умения обобщать и систематизировать свои знания; способствовать развитию умений оформлять результаты деятельности в виде таблицы.
Тип урока: комбинированный. Форма: Урок-беседа и урок применения новых знаний;
Методы: объяснительный, проблемный, частично-поисковый. Форма учебной работы: индивидуальный и фронтальный. Средства активизации: УМК, аудиторное оснащение (доска, мел).
План урока:
Общая характеристика периода.
Национально-освободительное движение в Китае.
Национально-освободительное движение в Индии.
Структура урока
| Время
| Содержание
| I. Организационный момент
| 2 мин
| Подготовка к уроку учащихся.
Приветствие учащихся.
| II. Проверка Д/З
| 5 мин
| Фронтальный опрос по вопросам:
- Каково было положение азиатских государств до I Мировой войне?
- Какое положение они занимали в годы I Мировой войны? На чьей стороне они выступали?
- Каковы были итоги I Мировой войны для государств Азии?
| III. Актуализация
| 4 мин
| Учитель отмечает, что в годы Первой мировой войны начинает меняться менталитет и взгляды народов Азии. Отмечается такой факт, что народы боролись в Первой Мировой войне не только против «агрессоров» и были против их «захватнической» политики, но и боролись за свою независимость. В итоге этой борьбы – они не получили желаемого. Следовательно, начинается подъем национально-освободительных движений в странах Азии.
| IV. Изучение нового
| 17 мин
| Учитель дает небольшую характеристику периода 1918 – 1939 годов. Указывает на государства, где проходили национально-освободительные движения: Турция, Монголия, Иран, Индия, Китай. Кратко останавливается на движениях в Турции и Монголии. Сообщает учащимся, что в Турции такое движение получило название как «кемалистская революция», когда к власти пришла династия Ататюрков. В жизни турецкого народа в этот период происходят большие изменения: судопроизводство передается в ведение государства, был введен европейский календарь, европейская одежда, женщины получают избирательные права.
В Монголии в ходе национально-освободительных движений приходит к власти Монгольская народная партия. Учитель отмечает большую роль в этих событиях помощь советской России, Коминтерна и, в частности, В. И, Ленина.
Дальнейшее изучение истории национально-освободительных движений в Азии предлагается на основе таблицы. Учащиеся начали работу над ней еще дома, записав основные задачи этих движений в странах. Остальные пункты необходимо заполнить на уроке в ходе заслушания докладов и беседы по проблемным вопросам (схема таблицы представлена ниже).
Проходит заслушивание докладов двух учащихся по следующим темам:
1. Национально-освободительное движение в Китае.
2. Национально-освободительное движение в Индии.
В ходе чтения доклада, учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу по пунктам.
Далее, учителем вносятся дополнительные сведения, которые возможно упустили учащиеся-докладчики.
Совместно записываются итоги национально-освободительных движений.
| V. Рефлексия
| 7 мин
| Проводится закрепление изученного материала на основе вопросов:
- Каковы были общие цели национально-освободительных движений в государствах?
- Какие формы борьбы был схожи и, наоборот, различны? Как вы думаете, почему?
- Каковы итоги этих движений?
| VI. Д/З
| 2 мин
| П. 11. Задание 9 (письменно).
| VII. Подведение итогов урока
| 3 мин
| Выставление оценок за урок. Сбор тетрадей на проверку.
|
Схема таблицы:
Основные характеристики
| Китай
| Индия
| 1. Задачи освободительного движения
| - восстановление суверенитета Китая;
- ликвидация милитарстских группировок;
- объединение страны;
- проведение социально-экономических преобразований и модернизация Китая
| - отмена колониального положения;
- отмена законов Роулетта;
- борьба с кастовым неравенством;
- возрождение сельской общины, кустарного ремесла (ручного прядение и ткачества);
- введение Конституции
| 2. Участники движения:
а) соц. группы
б) партии
в) лидеры
| Студенты, рабочие, ремесленники, пол. круги.
Пекинское правительство;
«Гоминьдан»;
КПК
«Гоминдан» КПК
Сунь Ятсен Ли Дачжао
Мао Цзэдун Чан Кайши
| Крестьянство, ремесленники, рабочие, пол. круги.
ИНК;
Мусульманская Лига
ИНК Мус. Лига
М. Ганди М. али Джинн
| 3. Формы борьбы
| - митинги
- демонстрации
- вооруженные и военные выступления
| - свадеши и сварадж
- компания ненасильственного сопротивления (гандизм)
| 4. Итоги движения
| - объединение государства
- реформы Чан Кайши
| - прекращались репрессии
- превращение в федеральный доминион
- участие представителей движения в конференциях и в правительстве Индии
- ликвидация соляной монополии
| |